Мышление человека и интеллект
Развитие – это процесс перехода от одного состояния к другому на качественном уровне.
В психологии оба эти термина – мышление и интеллект – в самой своей сути близки друг другу и отражают разные стороны общего понятия.
Способность человека к мышлению является интеллектом, а мышление – это процесс восприятия, реакции и осмысления. Несмотря на это между понятиями есть разница. Для любого человека свойственно мышление, а вот интеллект нет. Термин интеллект не имеет единого определения, и разные специалисты описывают его с некоторой разницей.
Самое популярное определение – интеллект – это способность решать умственные задания.
«Кубическая» модель Д. Гилфорда описывает интеллект тремя категориями:
- о чем мы думаем – это содержание;
- как мы об этом думаем – это операции;
- что получаем в итоге умственной деятельности – это результат.
Таким образом, соотношение интеллекта и мышления довольно тесное, потому что интеллект базируется на способности человека к мышлению.
Когда продуктивное мышление дает результаты, то уже можно говорить об интеллекте. Интеллект развивается у человека при нормальных условиях с детства, и скорость его развития зависит от врожденных факторов, от среды, в которой растет ребенок, от воспитания.
К врожденным факторам относится образ жизни матери, её привычки во время беременности, но всё это только исходный материал. Ребенок, растущий в благоприятной среде, активнее развивает свой интеллект.
И мышление, и интеллект являются с давних пор отличительными и важнейшими чертами человека. Люди, имеющие физические дефекты не перестают быть людьми, а потерявший разум поражается в самую человеческую суть.
Мышление осуществляется при помощи языка, который дает возможность переводить явления в символы.
Интеллект является одной из характеристик мышления, является общей способностью рационально мыслить и целенаправленно действовать. Непосредственно интеллект нельзя наблюдать, но это вовсе не означает, что его нет.
Интеллект, в общем, является собирательной функцией, которая подразумевает запас знаний в смежных областях, подразумевает возможность предвидеть последствия своих поступков и в ходе меняющейся ситуации перестраиваться. Оценивается он с учетом воспитания, образования, жизненного опыта. Исходя из этого, интеллект может быть средним, ниже среднего, выше среднего.
Обладающие интеллектом выше среднего имеют очень сильную мотивацию к познанию и преобразованию мира. Безусловно, не все интеллектуалы вносят вклад в науку или социальную практику, но это очень интересные люди и собеседники.
Обладатели интеллекта ниже среднего уровня в российской педагогике получили название умственно отсталых, а в американской – это дети с отсроченным успехом.
Причины умственной отсталости разные – это могут быть родовые травмы, нарушение в обмене веществ, на генетическом уровне, недостаточное питание и др.
Виды мышления
Виды мышления в психологии классифицируются по содержанию, по характеру задач, по степени рефлексии, по степени новизны и произвольности.
Строится данная классификация на генетическом принципе и отражает последовательные уровни развития мышления. Виды мышления определяются двумя критериями. Первый критерий представляет конкретную форму – в этой форме субъекту предъявляется познаваемый объект или ситуация. Вторым критерием являются способы, позволяющие человеку познавать окружающий мир.
При наглядно-действенном мышлении человек использует понятия о предметах и совершает определенные действия с ними. Основой этих действий являются теоретические знания и практический опыт. Например, новую игрушку ребенок ломает для того, чтобы посмотреть её внутреннее содержание.
Наглядно-образное мышление формируется ещё в дошкольном возрасте. Его основой выступают понятия, действия, эмоции и чувства. Это мышление конкретными образами. Этот вид мышления характерен для писателей, дизайнеров, музыкантов, художников.
Словесно-логическое или абстрактное мышление характерно для философов и ученых, его основа – существующие, доказанные и логически оформленные теории.
По характеру задач мышление может быть эмпирическим и практическим. Эмпирическое или теоретическое мышление происходит на основе имеющихся теоретических знаний. Его примерами являются законы физики, концепции в психологии, теоремы в математике.
Эмпирическое мышление является разновидностью теоретического, для которого тоже характерны обобщения и выявления закономерностей.
Результатом практического мышления становится практическое применение теории, на основе которых формируются способы преобразования реальности. Недостаток этот вида мышления состоит в недостаточном количестве времени для проверки гипотез, поэтому сохраняется риск провала при неправильном решении.
По степени рефлексии выделяют аналитическое мышление, когда процесс во времени растянут и происходит поэтапно и интуитивное мышление с быстро протекающим процессом – срабатывает интуиция. Здесь отсутствуют логические этапы.
При реалистическом мышлении происходит адекватная оценка окружающей действительности, подчиненная законам логики. Для людей этого типа мышления характерна критичность, поэтому любое утверждение должно быть доказано.
В основе аутистического мышления лежит внутреннее желание человека, при отсутствии критичности. Не соответствующие целям желания отбрасываются.
Незрелые личности имеют эгоцентрическое мышление и, это, прежде всего, дети – в центре находится собственное «Я», чувства других не берутся в расчет.
Также мышление классифицируется по степени новизны и по степени произвольности. По степени новизны выделяют продуктивное – творческое мышление и репродуктивное мышление, где намек на творчество отсутствует.
По степени произвольности мышление может быть произвольным, когда человек контролирует мыслительный процесс и непроизвольным, осуществляемым без волевых усилий. Бессознательное мышление осуществляется в результате работы бессознательной части личности.
Развитие мышления и интеллекта
Развитие мышления у человека идет последовательно по ступеням.
Мышление на первом этапе, когда ребенку ещё месяц, характеризуется врожденными, жестко заданными рефлексами.
От одного месяца до 4-х месяцев идет второй этап развития мышления, в это время ребенок взаимодействует с окружающим его миром и имеет первые простые навыки.
Относительно новых предметов происходит аккомодация схем действия – появляется взаимная ассимиляция разными схемами одного предмета. Например, схемы хватания и сосания – ассимиляция между этими схемами заключается в том, что во рту ребенка оказывается всё, что он схватил и что попало ему в рот.
Немного позднее происходит взаимная ассимиляция между хватанием и зрением. Если предмет попадает в поле зрения ребенка, то он задерживает эти предметы и несет их ко рту. Затем он хватает предмет, который видит, однако это происходит только тогда, когда в поле зрения ребенка попадает и предмет, и рука. На завершающем этапе развития ребенок смотрит на то, что он схватил и стремится схватить уже всё, что видит.
От 4-х до 8-ми месяцев проходит третий этап развития, когда ребенок изучает предметы внешнего мира более активно.
На этом этапе незнакомые предметы сначала изучаются с использованием старых схем – встряхиваются, ударяются, царапаются, раскачиваются.
Идет двигательное опознание предметов – со знакомым предметом ребенок проделывает своеобразный эскиз ранее применявшихся к предмету движений.
На четвертом этапе, к концу первого года жизни, появляется способность, когда одно действие можно использовать в качестве средства для другого действия. Например, ребенок может отстранить руку, препятствующую взять предмет – возникает предвосхищение событий.
Пятый этап характеризуется когнитивным новообразованием, который начинается примерно с 12 до 18 месяцев. Это достижение цели путем открытия новых средств активного экспериментирования.
Шестой этап – 18-24 месяца, на этом этапе ребенок становится способным к внезапному, внутреннему открытию новых средств для достижения цели.
Дальнейшее развитие интеллекта связано с переходом в символический план, когда используются уже слова.
Современные исследователи склоняются к тому, что общий интеллект существует как универсальная психическая способность.