Общее понятие о личности
Личность человека сложное и многогранное явление. Изучением личности занимаются множество исследователей и представителей различных наук: философия, экономика, социология, педагогика, психология – это лишь малый список всех представителей научных знаний, занимающихся изучение личности и закономерностей ее развития. Для каждой из этих наук предметом изучения является личность человека в ее проявлениях применительно к основному предмету изучения данной науки. Например, в философии это место личности в составе различных классов и в обществе в целом, в психологии – личность как предмет изучения закономерностей развития и формирования внутреннего мира человека, его духовной составляющей.
Однако следует отметить, что несмотря на подобное разделение изучение человеческой личности различными науками происходит в их тесной связи друг с другом и образует сложное и целостное образование.
Личность представляет собой человеческую уникальность и индивидуальность, являющуюся субъектом познания и преобразования окружающего мира.
Психологическая структура личности
Элементами психологической структуры личности являются:
- направленность;
- характер;
- способности;
- темперамент;
- особенности протекания познавательных процессов и чувств.
От рождения каждый человек наделен определенными биологическими особенностями – человеческим организмом, мозгом, рефлексами. По мере усвоения социального опыта идет активный процесс формирования личности человека: он овладевает способами и средствами общения, усваивает нормы духовной культуры и социальные нормы, принятые в данном обществе, развивается абстрактное мышление и воображение.
Формирование гармонично развитой и полноценной личности это длительный и довольно сложный процесс, требующий целенаправленного воздействия как со стороны социального окружения, так и со стороны самого индивида путем самообразования и самосовершенствования. Остановка в процессе психического развития неизбежно приводит к разрушению личности, ее деградации в моральном и духовном отношении.
Каждый индивид, являясь членом социального общества, в процессе развития личности подчиняется законам развития и формирования. Благодаря этим законам находят выражение отношения людей друг к другу, к самому себе, к событиям, происходящим вокруг.
В силу своих особенностей человек постоянно находится в процессе взаимодействия с окружающими его членами общества, различным группировками и слоями. Именно эти общественные отношения являются базовыми и фундаментальными для формирования человеческой личности. Это обусловлено тем, что в процессе общения и развития индивидом усваиваются определенный тип мировоззрения, взгляд на общество вокруг, Принятие в данном общества правила и нормы поведения, обычаи и устои, накопленный за многие века запас знаний, умений и навыков.
Уникальность человеческой личности состоит в том, что наряду с необходимостью социального взаимодействия и участия в жизни общества, не менее важным и необходимым условием является учет индивидуальных особенностей, которые присущи только конкретному, данному индивиду. Каждый человек является личностью, каждый имеет общие признаки с другими людьми и в тоже время каждый человек уникален и неповторим по своей природе. В процессе развития личности необходимо не забывать об этом факте и помимо научения и усвоения индивидом социальных норм и правил развивать индивидуальные способности и неповторимые качества каждого человека.
Основы, определяющие условия развития личности
Формирование личности происходит под влиянием психологии общества и социальной группы членом которой она является. В связи с этим сложившийся образ жизни человека, взгляды, направленность, стремления, особенности поведения в большей степени определяются именно теми жизненными условиями в которых личность в данный момент находится.
Основным источником развития личности, определяющим условия ее развития является деятельность. Именно в процессе деятельности (игровой, учебной, трудовой) идет активный процесс развития органов чувств и познавательных психических процессов, чувств и воли, характера и способностей, потребностей и мотивов поведения, происходит формирование убеждений и мировоззрения в целом.
Говоря о деятельности в подобном контексте необходимо иметь в виду, что деятельность здесь имеет характер не просто биологический (приспособительный), а именно протекающая в социальной среде, в обществе, системе человеческих отношений, в процессе которой идет не только формирование, но и реализация общественной сущности человека.
Также следует обратить внимание на тот факт, что каждый вид деятельности специфичен по своему характеру и соответственно влияет на развитие психики и формирование личности.
Главным образом человеческая личность развивается именно за счет усвоения социального опыта, а не за счет наследственно закреплённых механизмов или сугубо личного опыта.
Они являются основой, базой для процесса развития личности, но не являются достаточными условиями для формирования и развития гармонично развитой личности.
Процесс формирования личности всегда имеет целенаправленный и организованный характер и подчинен определенным закономерностям, влияющим на темп развития и его содержательные характеристики. Данный процесс является целенаправленным в связи с тем, что образ личности, черты которой характерны и желаемы для данного общества определен и принят членами общества за эталон. В процессе воспитания и развития общество стремится к достижению этого эталона каждым человеком в отдельности и обществом в целом. Именно поэтому изучение механизмов и закономерностей формирования человеческой личности - это одна из важнейших задач психологической науки. Знание этих механизмов и закономерностей обеспечивает успешное протекание процесса формирования и развития личности и успешного решения задач воспитания подрастающих поколений.