Роль семьи в процессе развития ребенка
Переоценить роль семьи в жизни ребенка невозможно. Именно в семье происходит изучение ребенком окружающего мира через семейные взаимоотношения и тот опыт, который родители передают маленькому человеку.
Первый год жизни ребенка характеризуется постоянной заботой родителей о малыше и созданием оптимальных условий для его развития, обеспечением его питанием и созданием надлежащих санитарно-гигиенических условий жизнедеятельности. В этот период ребенок уже заявляет о своих потребностях, и уже способен выражать свои желания. Задачей взрослых является уметь отличать действительные потребности от капризов, для того, чтобы не поощрять неправильное поведение ребенка.
Таким образом, уже в раннем возрасте, ребенок получает первые нравственные уроки и начинается процесс выработки у него системы нравственных понятий и привычек поведения.
На втором году жизни ребенок овладевает процессом ходьбы и стремится активно познать окружающий предметный мир: пытается все трогать руками, достать, то, что недоступно. В данный период воспитательное воздействие родителей должно заключаться в разумном включении ребенка в различные виды деятельности, для активизации процесса развития и направления его познавательных интересов в нужное русло, однако в случае выхода действий ребенка за пределы дозволенного, необходимо объяснить ему, что его действия недопустимы и пресекать их. Ребенок в этом возрасте должен начать понимать, что означает слово «нельзя».
Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Сначала предметная, а затем и сюжетно-ролевая, сюжеты и роли для которой ребенок черпает именно из жизни. Роль родителей в данном процессе заключается в направлении процесса игры, формировании у ребенка правильных нравственных понятий о том, что такое хорошо, а что плохо.
Для школьного возраста основным видом деятельности является обучение, которое требует от ребенка сосредоточенности, усидчивости и прилежания. В связи с этим большое значение имеет воспитание у ребенка:
- умения выполнять поручения и задания,
- стремления доводить начатое дело до конца,
- проявлять характер и настойчивость,
- не стремиться к формальному результату.
Огромная роль в воспитании этих качеств принадлежит родителям и их непосредственному примеру.
В трудовом воспитании также огромную роль играет именно семейное воспитание. Все члены семьи должны способствовать вовлечению ребенка в бытовой труд, формированию навыков обслуживания себя, выполнения посильных трудовых обязанностей, оказанию помощи близким.
Исходя из вышесказанного можно сделать вывод о том, что именно семья является первой школой для ребенка. В семье ребенок овладевает основными навыками общения, узнает, что такое уважение к старшим, как важна его помощь для окружающих людей В общении с близкими ребенку людьми, в совместном бытовом труде у него формируется чувство долга, взаимопомощи.
Именно в семье ребенок получает свой первый жизненный опыт и учится как себя вести в различных ситуациях.
Положительное и отрицательное влияние семьи на развитие личности ребенка
Семья может выступать как положительный фактор развития личности ребенка, так и как отрицательный. Характер влияния семьи на ребенка зависит от множества факторов:
- наличие излишней тревожности и гиперопеки со стороны родителей способствует воспитанию тревожных и неуверенных в себе детей, страдающих комплексом неполноценности;
- проявление различных отклонений поведения со стороны родителей способствует появлению этих же качеств у ребенка, так как дети копируют поведение именно ближайшего круга людей и родителе в первую очередь;
- диктаторский стиль воспитания, жесткий контроль и наказания за малейшие провинности, воспитывают в ребенке жестокость, замкнутость и инфантильность.
Продолжать этот список можно бесконечно. Что же необходимо делать, для того, чтобы положительное влияние семейного воспитания было максимальным?
Для этого необходимо четко определить внутрисемейные социально-психологические факторы, которые имеют воспитательное значение.
Главной опорой семейного воспитания должно быть душевное единение родителей и ребенка, безусловная любовь и принятие его таким, каков он есть.
Родители не должны пускать процесс воспитания на самотек, считая, что все само собой сложится. Ребенок не должен чувствовать себя в стороне от семьи, ведь именно в семье он получает свой первый жизненный опыт, понимает, как необходимо себя вести в той или иной ситуации, учится оценивать свои действия. Важнейшим моментом семейного воспитания является пример родителей, ребенок должен видеть, что слова взрослых подкрепляются поступками и не расходятся с ними.
Ребенок видит себя глазами окружающих людей, и родители здесь занимают первое место. В связи с эти необходимо, чтобы оценки и ожидания семьи соответствовали возрастным и индивидуальным особенностям ребенка, иначе его представления о себе окажутся искаженными.
Для того, чтобы у ребенка формировалось точное представление о себе необходимо соблюдать ряд простых правил:
- уделять воспитанию ребенка достаточно много времени;
- положительно оценивать уровень развития ребенка;
- прогнозировать и верить в успешность ребенка;
- поощрять его за успехи, не выбирая средство поощрении подарки и попытки подкупить ребенка;
- Именно от условий воспитания в семье зависит адекватное или неадекватное поведение ребенка.
Те знания, которые ребенок приобретает в детские годы в семье, сохраняются на всю жизнь и оказывают на нее непосредственное и очень мощное влияние.
Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. Именно в семье закладываются основы личности ребенка.