Специфическим свойством, характерным для человека-профессионала является становление профессионализма. Последний рассматривается как характеристика человека, которая проявляется и в деятельности, и в общении.
Деятельность играет формирующую роль в психическом развитии личности. В профессиональной деятельности формируются и совершенствуются профессионально важные качества, а также происходит становление личности специалиста. В результате складывается профессиональный тип личности с определенными характером, ценностными ориентациями, особенностями межличностного общения. В различных условиях социальной среды субъект способен адаптироваться и быть устойчивым к изменениям внешней среды. Психика личности также наполняется профессиональным содержанием в процессе профессионального обучения и накопления опыта. На процесс и результат труда оказывают влияние личностные особенности работника, становление профессионализма происходит под влиянием профессиональной деятельности.
Стадии профессионального развития личности
Профессиональное развитие личности рассматривается в русле логики. Личность субъекта критически перестраивается при вступлении в социальные структуры, организации. В каждом моменте процесса профессионального развития применяется технологическая структура действий психолога. Каждый раз эта структура наполняется конкретным содержанием, при учете состояния субъекта, проблем и задач, стоящих перед ним.
На жизненном пути профессионала обозначаются следующие важнейшие вехи:
- Готовность к школьному обучению;
- Подготовленность к профессиональному выбору;
- Подготовленность к профессиональному обучению;
- Подготовленность к профессиональной деятельности;
- Подготовленность к перемене профессии.
Становление профессионализма становится результатом процесса развития личности в профессиональном плане. При профессиональном развитии формируется профессиональный тип личности с ее ценностями и установками.
Э. Сыманюк и Э. Зеер в состав профессионального потенциала включают образование, профессиональные знания, умения и навыки. Ведущим фактором развития личности выступает система требований к ней, ограниченных деятельностью, при выполнении которых развиваются новые качества и свойства.
Под профессионализацией понимается форма трудовой активности личности в процессе профессионального развития, что отражает процесс социализации. Профессиональное развитие связано со становлением личности, интенсивно проходящим при изменении условий деятельности.
Выделяют 2 стратегии профессиональной адаптации:
- Адаптивное поведение (у человека доминируют приспособленческие тенденции, он подчиняется внешним обстоятельствам в виде норм, правил, требований. При этом он пользуется выработанными ранее алгоритмами решения профессиональных задач. У личности доминирует стремление к самореализации, профессиональному самовыражению. Так, молодой специалист входит в новую профессию и осваивает ее со сложившимися в ней профессиональными традициями);
- Профессиональное развитие (Первоначальные индивидуально-личностные характеристики человека развиваются и приспосабливаются к содержательно-предметной и процессуальной стороне профессии).
Профессиональное самосознание
Социализацией называется процесс усвоения субъектом социальных ролей и культурных норм, которые необходимы для успешного функционирования в обществе.
Нормы становятся регуляторами человеческого поведения, если они обрели статус ценности. Соответствующее требованиям социума поведение человека возможно, если эти правила имеют ценностный смысл для субъекта.
Человек нуждается в полноценных общественных отношениях с миром, реализующихся в совокупности деятельностей, которые осуществляет личность. В этих отношениях человек становится полноценной личностью, развивается и проявляется в них. В профессиональном самосознании большим значением обладает ценностное отношение к себе – самооценка. Ее уровень зависит от успешности выполнения деятельности.
Результат становления личности зависит от ее свойств и сложившихся систем отношений и ценностей. Человек, выполняя работу, относясь к ней определенным образом, воспроизводит новые свойства и качества. При развитии в профессиональном плане они объединяются с уже имеющимися свойствами, образуя комплекс качеств личности профессионала.
Основным фактором профессионального развития личности выступает система требований, предъявляемых деятельностью. Профессиональное развитие является не только совершенствованием, но и деструкцией: не любая профессиональная деятельность развивает личность, существует множество видов труда, которые деформируют личность. Психологическая профессиональная адаптация и становление личности профессионала являются успешным условием профессионального развития человека.
Кризис профессионального развития личности
Бывает так, что профессиональная деятельность человека оказывает большое влияние на психическое состояние человека. Морально сложные профессии, несомненно, оставляют на личности сильный отпечаток. Сотрудники полиции, хирурги часто встречаются с неприятной стороной человеческой жизни. После трудового дня у человека остается осадок негатива, который позже проявляется в циничности в поведении и общении.
Подневольные офисные работники тоже часто бывают недовольны своими обязанностями и не видят стимула для развития навыков. Этот конфликт отражается на психическом состоянии работника. Душа и тело имеют между собой взаимосвязь, так, душевные переживания перерастают в физиологические заболевания. Поэтому стоит задумываться – тем ли я занимаюсь и каково мое призвание.