Определение понятия кризисных периодов в развитии
В процессе перехода от одной возрастной стадии развития к другой человек неизбежно сталкивается с кризисными проявлениями в развитии, характерными особенностями которых являются разрушение прежних форм отношений между человеком и окружающим его миром и одновременно становление новой системы взаимодействия и взаимоотношений с социумом и миром в целом. Данный процесс практически всегда сопровождается определенными психологическими трудностями, как для самого человека, так и для его ближайшего окружения.
Именно в течение кризисных периодов человек проводит важнейшую внутреннюю духовную работу:
- идет процесс выявления противоречий между имеющимся положением вещей и желаемыми изменениями;
- происходит переоценка ценностей и идеалов;
- определяются новые линии развития и стремления, формулируются желания и способы их достижения.
В момент определения основных направлений изменений именно в себе самом, а не в социальном окружении, человек понимает, куда ему двигаться дальше, и он стремится к построению новой жизни на реальной основе.
Сущность любого кризиса заключается в выборе между имеющимися вариантами решения той или иной ситуации, который человек делает на основе уже имеющегося у него опыта. Результат принятого им решения непосредственно влияет на успешность и процесс развития всей его жизни.
Таким образом, можно определить понятие кризиса как столкновение двух альтернативных вариантов реальности: имеющейся психической реальности человека с определенной встроенной системой мировоззрения и образцами поведения, и реальностью, в которой этот опыт неприменим и недостаточен для дальнейшего развития.
Понимание критических периодов в отечественной психологии
В настоящее время в психологических исследованиях выделяют две позиции в понимании критического возраста или периода:
- Для первой позиции характерно определение кризисных периодов, как необходимых моментов развития личности. По утверждению приверженцев данной позиции, в данные периоды происходит особенная психологическая работа, которая состоит из двух взаимоисключающих, но единых в своей основе преобразований: формирование новообразований личности и возникновение совершенно новой ситуации развития.
- Исследователи, придерживающиеся второй позиции, отмечают, что качественные преобразования в личностном развитии состоят в смене ведущей деятельности и одновременном переходе в новую систему отношений. Основной акцент при этом смещается на внешние условия, а не на психологические механизмы развития.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что кризис это своеобразный конфликт между противоположными тенденциями развития, который возникает в следствие достижения индивидом определенного уровня психологического развития и теми требованиями социума, которые они к нему предъявляют.
Кризис это не деструктивный процесс, а период скачка в развитии, в результате которого происходят качественные изменения личности.
Характеристика основных кризисных периодов
- Проживание первого возрастного кризиса происходит на первом году жизни ребенка. Его содержание связано с тем, насколько полно удовлетворяются физиологические потребности ребенка. Если ухаживающий за ним человек внимателен к ребенку и его потребностям у него формируется чувство доверия к окружающему миру, в противном случае – мир кажется враждебным и не заслуживающим доверия.
- Второй кризис непосредственно связан с приучением ребенка к чистоплотности и навыкам личной гигиены. Если родители и ближайшее окружение ребенка помогают ему в освоении данных навыков он получает опыт автономии. Слишком строгое или непоследовательное формирование навыков приводит к развитию чувства стыда и страха потерять контроль над своим организмом.
- В младшем школьном возрасте ребенок проживает следующий кризис, характерной особенностью которого является активный процесс самоутверждения ребенка в окружающем социуме.
- Четвертый кризис происходит в школьном возрасте. Школа является для ребенка очень важной ступенью развития и именно от того как выстроен процесс обучения зависит отношение ребенка к выполнению задач и формированию у него ответственности и исполнительности. В зависимости от того, какие методы воспитания и обучения используются в учебном процессе у ребенка либо формируется рвение к работе, либо чувство неполноценности и собственной непригодности.
- Подростковый возраст ознаменуется следующим кризисом развития, который заключается в поиске идентификации и усвоения образцов поведения, характерных для данной социальной группы. Этот процесс предполагает объединение прошлого опыта подростка, его потенциальных возможностей и выбора, который он должен сделать.
- Шестой кризис свойствен молодым взрослым людям. Центральным моментом здесь является поиск близкого по духу человека с целью создания семьи и обретения счастья и взаимопонимания. Отсутствие подобного опыта приводит к изоляции человека и его замыканию на самом себе.
- Примерно к 40 годам наступает кризис «зрелого возраста», характеризующийся развитием чувств сохранения рода, которые выражаются в повышении интереса к более молодому поколению и передаче им полученного в течение жизни опыта. Для данного периода жизни характерна также высокая продуктивность и созидательность практически во всех областях жизнедеятельности.
- Восьмой кризис переживается в период старения, разрешение которого напрямую зависит от того, как был пройден жизненный путь человека. Своеобразное подведение итогов осуществляется на основе формирования своих поступком и жизненных ситуаций в единую картину. В ситуации, когда человек затрудняется в процессе подведения итогов своей жизни и ее ценности, возникают страх пред смертью и отчаяние от невозможности исправить возможные ошибки, переиграть прошлые события и начать жить заново.