Жизнь каждой личности динамична, поскольку является непрерывным, постоянно развивающимся процессом обобщения и прогнозирования условий обитания. Человек является заложником обстоятельств, в которых приходится интерпретировать жизненный опыт, создавать индивидуальные схемы, формировать свое отношение к миру.
Формирование личности является начальным этапом развития свойств личности. Развитие личности обусловлено внешними и внутренними факторами. Принадлежность субъекта к определенной культуре, классу, семейной среде относятся к внешним факторам. К внутренним относятся генетические, биологические и физиологические факторы.
Процесс развития личности
В педагогике существует 2 подхода к пониманию развития личности:
- Биологический подход подразумевает процесс развития личности, обусловленный природными факторами, присущими человеку с рождения;
- Социологический подход предполагает, что первостепенное влияние на человека оказывают социальные факторы.
Исследователи отмечают, что личность является целостной системой, на которой отражаются как биологические, так и социологические факторы.
Выделяют следующие направления в развития личности:
- Физическое развитие личности подразумевает физиологические изменения в организме человека;
- Социальное развитие предполагает психические, духовные и интеллектуальные изменения.
Достигший такого уровня развития человек считается носителем сознания и самосознания, он способен на самостоятельную преобразующую деятельность, считается личностью. Человек формируется как личность путем целенаправленного воспитания в социальной среде. Он должен уметь практически применять и раскрывать свои внутренние характеристики, которые заложены природой и сформированы в нем посредством воспитания.
Формирование личности является сложным, длительным и противоречивым процессом. В человеческом организме на протяжении всей жизни происходят трансформации физических и духовных качеств. Формирование личности человека является стихийным процессом, которое происходит независимо от жизненных условий, оно обусловлено его судьбой.
При развитии личности возможно существование противоречий:
- Общих (универсальных) между потребностями человека и возможностями их удовлетворения. Также сюда относятся противоречия, проявляющиеся в нарушении баланса между организмом и средой, приводящие к изменениям в поведении человека.
- Противоречия индивидуального характера, которые свойственны для отдельно взятой личности;
- На почве несогласия с собой возникают внутренние противоречия. Они выражаются в индивидуальных побуждениях человека. Одним из основных внутренних противоречий является расхождение между потребностями и реальными возможностями их удовлетворения.
- Внешние противоречия стимулируются отношениями человека с другими людьми, обществом, окружающим миром.
Наследственность и развитие
Наследственность – это совокупность природных свойств организма, передающихся из поколения в поколение.
Биологическая наследственность имеет большое значение в жизни каждого человека. Именно она сохраняет человека как существо, созданное природой, как уникальный вид в биологическом мире. Ребенок, с момента рождения, перенимает многие свойства и инстинкты, относящиеся безусловным рефлексам. Сюда относятся пищеварительные, оборонительные, ориентировочные рефлексы. Перечисленные свойства характерны для группы высших животных.
Наследственность контролирует передачу детям от взрослых ряда физических и биохимических качеств, например, физические данные, цвет волос, физический облик, свойства нервной системы, свойства обоняния и т.п.
Здоровый человек имеет большие возможности развития, но реализует их максимум на 15%. В целях воспитания, несомненно, важна глубокая диагностика выявления природных данных с целью создания условий для их развития. За счет резервных сил генотипа и условий внешней среды, а также их взаимного влияния происходит развитие человека. Наследственные возможности развивающегося человека велики, но реализовать их в личностные качества он может лишь в процессе своей деятельности, социальной жизни в обществе.
Влияние среды на развитие личности
Окружающая среда – это совокупность условий существования живых организмов и человека.
Рассмотрим макросреду, географическую, социальную, домашнюю как часть социальной макросреды.
Под макросредой имеется в виду окружающее человека космическое пространство.
Под географической средой понимается определенный территориальный ландшафт со своим климатом, рельефом, растительным и животным миров, природными ресурсами и экологическими условиями.
Под социальной средой понимается совокупность общественных отношений, которые складываются в обществе, где доминируют общественные идеи и ценности. Социальная среда является благоприятной, если доминирующие в ней идеи и ценности направлены на развитие творческой и инициативной личности.
Домашняя среда предполагает начало жизни, окружение близких людей. Ребенок развивается в дружбе и любви, отношениях с родными и близкими.
Под микросредой понимаются особенности квартиры, рабочего помещения, а именно высота этажа, дизайн квартиры, воздействия растений и животных и т.д.
Законы развития личности
Психологические законы способствуют лучшему пониманию пациентов психологами в вопросе саморазвития и становления личности.
Среди основных законов развития личности лежат следующие:
- Психологические изменения, происходящие у индивидуума;
- Связь разных сфер развития между собой;
- Специфические особенности в развитии;
- Применение различных методов воспитания для сверстников;
- Формирование личных взглядов, ценностей и убеждений;
- Развитие сенситивности.
Психологами также изучаются жизненные сферы человека, исследуется насколько пластично развивается личность. Учитываются противоречия, возникающие между личностью и внешним пространством.