Период, в который мы живем, является временем смены ценностей. Не так давно, в 90-е годы в нашей стране произошли как важные позитивные перемены, так и негативные явления, оказавшиеся неизбежными в период социально-политических преобразований. Явления оказали отрицательное воздействие на нравственность общества, самосознание граждан, отношение людей к человеку, обществу, труду.
При изменении ценностных ориентиров нарушилось духовное единство общества, изменились приоритеты подрастающего поколения, произошла утрата и разрушение ценностей старшего поколения, деформация нравственных установок и моральных норм.
Ключевая роль в духовно-нравственном развитии общества отводится образованию. Именно оно укрепляет, повышает уровень доверия человека к обществу, государству, а также будущему страны.
В семье, как правило, формируются начальные ценности личности, далее это происходит в коллективах, в сфере массовой информации, искусства, творчества и т.д. Последовательно и глубоко нравственное развитие происходит в образовательной сфере, где воспитание и развитие личности обеспечено укладом школьной жизни.
Российская школа является важнейшим фактором, который обеспечивает модернизацию общества. Для обучающихся в школе должна быть сосредоточена духовная, культурная, гражданская и интеллектуальная жизнь. Если дети относятся к школе как социальному институту, то это является индикатором морально-нравственного и ценностного состояния общества.
Концепция нравственного развития
Концепция нравственного развития личности разработана в соответствии с Конституцией РФ, законом РФ «Об образовании». Концепция является ценностно-нормативной основой взаимодействия образовательных учреждений с другими социальными институтами. Цель этого взаимодействия – совместное обеспечение условий для нравственного развития обучающихся.
Образовательные учреждения (ОУ) призваны воспитывать гражданина своей страны, раскрывать таланты и способности, готовить к жизни в мире. Следует отметить, что ОУ должны взаимодействовать с семьями обучающихся, опираясь на национальные традиции.
Главной целью современного образования является воспитание, социально-педагогическая поддержка развития высоконравственного, компетентного, творческого гражданина. Обучение должно обеспечить:
- Способность к духовному развитию, самосовершенствованию, ответственному поведению;
- Укрепление нравственности;
- Формирование морально-этических норм для определенного поведения;
- Воспитание совести, способности формулировать собственные нравственные обязательства;
- Способность к реализации творческого потенциала;
- Способность выражать и отстаивать свою позицию, критически оценивать собственные мысли и поступки;
- Целеустремленность и настойчивость;
- Трудолюбие, оптимизм, бережливость;
- Осознание ценности человеческой жизни, противодействие факторам, представляющим угрозу жизни.
Нравственное развитие в образовании
Обеспечение нравственного развития и воспитания личности является важной задачей современной политики РФ. Нравственное развитие обучающихся является основной задачей образовательной системы. Развитие личности ребенка является сложным, многоплановым процессом, который неотделим от жизни человека.
Развитие нравственности в рамках образования осуществляется в педагогически организованном процессе восприятия и принятия обучающимися следующих ценностей:
- Семьи;
- Культуры;
- Российской нации;
- Мирового сообщества.
Нравственное развитие начинается непосредственно в семье. Усваиваемые ребенком ценности семейной жизни имеют первостепенное значение для человека любого возраста. Отношения семье составляют основу поведения человека семье, поскольку проецируются на отношения в обществе.
На следующей ступени развития личность должна осознанно принимать традиции, ценности, формы культурной, исторической жизни родного края. Посредством семьи, родственников, друзей нравственность наполняется конкретным содержанием понятий «родина», «отечество», «родной дом» и т.д.
Высокой ступенью нравственного развития гражданина России является принятие культуры и ценностей российской нации.
Человек должен быть патриотом и осознавать значимость, особенности своей страны и солидарность с судьбой Родины.
Особым свойством нравственного развития является открытость миру, диалог с другими национальными культурами.
Методики нравственного развития и воспитания обучающихся разрабатываются и реализуются ОУ совместно с другими социальными институтами и обеспечивают полноценную идентификацию ребенка с семьей, культурным сообществом, народом страны, открытым для диалога с миром.
Содержанием нравственного развития выступают базовые национальные ценности, хранимые в социальных, культурных, семейных традициях народа, передаваемые из поколения в поколение. Базовые национальные ценности производны от национальной жизни России во всем ее культурном и историческом многообразии. Источниками нравственности являются: страна, народ, гражданское сообщество, семья, труд, культура, искусство, человечество.
Организация нравственного развития
Осуществление нравственного развития обучающихся осуществляется на основе следующих факторов:
- Нравственный пример педагога;
- Партнерство учитель-ученик;
- Индивидуально-личностное развитие;
- Интегративность программ нравственного развития;
- Востребованность воспитания.
Среди базовых ценностей следует установить в педагогическом плане важнейшую системообразующую – ценность учителя, педагога. Учитель должен быть уважаемым человеком в обществе.
Развитие личности, ее нравственности является важным фактором обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей. Характер и темпы развития общества зависят от мотивационно-волевой сферы человека, приоритетов, норм и ценностей. Развитие, воспитание человека является важнейшим условием успешного развития страны.