Когнитивное развитие — это развитие всех видов мыслительных процессов, включая восприятие, память, формирование понятий, воображение и логику.
Когнитивная сфера учащихся
В рамках современного образования большое внимание уделено вопросам развития и обучению детей младшего школьного возраста. Именно в этот возрастной период формируется не только психическое, но и умственное, физическое и нравственное развитие ребенка. Большое число изменений и преобразований в когнитивной сфере происходит в период младшего школьного возраста. Он представляет собой сензитивный период, в который формируется познавательное отношение к миру, навыки учебной деятельности, организованности и саморегуляции.
Развитие когнитивной сферы учеников младшего возраста сегодня считается особо актуальным, поскольку познавательна сфера ребенка — это область развития его умственных качеств.
Когнитивные процессы необходимо рассматривать в качестве совокупности процессов, благодаря которым сенсорная информация преобразуется, начиная от воздействия стимула на рецепторы и заканчивая получением ответа в качестве знаний.
В период младшего школьного возраста для детей характерно большое количество таких изменений, а основная особенность развития познавательной сферы в этом возрасте представлена переходом психических познавательных процессов на более высокие уровни.
Составляющие когнитивной сферы
Когнитивная сфера личности включает несколько центральных категорий психики:
- ощущение,
- восприятие,
- внимание,
- память,
- мышление,
- волю.
Восприятие представляет собой познавательный психический процесс, формирующий субъективную картину мира с помощью отражения предметов и явлений в ходе непосредственного воздействия на органы чувств человека. В период младшего школьного возраста эта категория обладает осознанным характером и, в случае совершенствования такого аспекта психики, как наблюдения, этот психический процесс может стать управляемым и целенаправленным.
В рамках разных условий учебной деятельности формирование и развитие восприятия исследовал Л.В. Знаков. В ходе эксперимента, дети, обучение которых специально направлялось на развитие восприятия и наблюдения, чаще выделяли форму и величину предмета. Наряду с этим дети из обычных классов в 2 раза чаще обращали внимание непосредственно на цвет предмета. В результате данного эксперимента можно было наблюдать рост интереса к учебной деятельности, наблюдению и восприятию.
Ощущение является непосредственным чувственным отражением отдельных качеств и свойств воспринимаемого объекта, который представляет собой основу восприятия. Это обусловлено тем, что человек воспринимает информацию об окружающей действительности с помощью органов чувств. Несмотря на то, что система анализаторов в младшем школьном возрасте продолжает свое развитие, отмечается ее достаточная сформированность к этому периоду. В большей мере у младших школьников развиты слуховые и зрительные ощущения.
Доминирующий познавательный процесс представлен вниманием, поскольку целенаправленная психическая деятельность людей невозможна без сосредоточения и направленности. Это может быть обеспечено через данный когнитивный процесс.
Внимание является сосредоточенностью деятельности субъекта в некоторый временной промежуток на каком-либо реальном объекте, предмете, событии, образе. В качестве аспектов этой категории, как правило, выделяют быструю переключаемость и отвлекаемость.
Для младшего школьного возраста следует отметить устойчивость как свойство внимания. В начале этого периода она развита слабо, что объясняется возрастными особенностями торможения. Тем не менее, она значительно растет при активном взаимодействии ребенка и воспринимаемого объекта.
С.М. Горбач в своих исследованиях показывает, что младшие школьники 6-7 лет способны сохранять высокую степень устойчивости внимания, одновременно воспринимая 2-3 объекта (в экспериментах это были картинки). Если число объектов увеличить, то устойчивость внимания снижается, как и его качество в целом (наблюдается большее количество ошибок). Для заострения достаточного количества внимания на большем числе объектов нужно повторное восприятие картинки.
Память исследователи рассматривают в качестве процесса организации и сохранения прошлого опыта, позволяющего повторно использовать его в деятельности. Она определяет такие процессы, как обучение и развитие. Через преобразование мнемической функции памяти, обусловленное высокими требованиями к эффективности памяти, развивается данный когнитивный процесс. В этом же возрасте начинает развиваться логическая память, в основе которой лежи использование средств запоминания и мыслительного процесса.
Особенности когнитивного развития младшего школьника
Высшее проявление психической деятельности, которое присуще только для человека, названо мышлением. Оно представляет собой процесс отражения в сознании связей между предметами и явлениями окружающего мира (например, анализ, синтез и обобщение условий и требований, которые выдвигает решаемая задача).
В младшем школьном возрасте происходит переход мышления от наглядно-образного, которое является доминирующим в этом периоде, к словесно-логическому мышлению. Сформированные научные понятия — необходимое условие для развития теоретического мышления, что подтверждается исследованиями.
С целью определения степени когнитивного развития младших школьников исследователи ставили перед ними два одинаковых стакана, в которые было налито равное количество воды. После осознания детьми того, что уровень жидкости в обоих стаканах равен, экспериментатор переливает содержимое из одного стакана в стакан другой, более вытянутой формы. Уровень жидкости во втором стакане вырос, но количество воды осталось тем же. После этого детям задают вопрос, где больше воды.
Младшие школьники, не обладающие сформированными научными понятиями, еще не способны осознать, что количество жидкости осталось одинаковым, поэтому считают, что воды больше во втором стакане. Благодаря такому виду мышления младшие школьники получают возможность решать задачи, ориентируясь не на связи внешнего мира и признаки объектов, а на внутренние существенные свойства.