Младший школьный возраст – это стадия интенсивного личностного развития ребенка. В этом возрасте формируются те особенности психики, которые предопределяют поведение детей, их отношение к окружающему миру и становятся в дальнейшем фундаментом развития личности.
Роль физического воспитания и подвижных игр в развитии двигательной активности детей
Одна из главных задач физического воспитания детей младшего школьного возраста представлена оптимальным развитием их двигательных способностей. Решение данной задачи предполагает развитие соответствующих двигательных умений и навыков, развитие физических качеств.
Проявление и развитие двигательных способностей происходит в ходе выполнения определенной деятельности. В этой сфере необходимо совершенствование методов воспитания и обучения, подбор оптимального сочетания средств и форм, в этом случае происходит повышение пределов развития способностей.
В первую очередь развитие двигательных способностей происходит с помощью подвижных игр. Подвижные игры требуют от младших школьников активного проявления различного рода физических возможностей. Наряду с этим игровые ситуации и сопутствующие игровые действия способны оказывать существенное воздействие на совершенствование личности школьников, их психическое и умственное развитие
Подвижные игры имеют различную направленность. Они могут быть эффективным средством комплексного развития двигательных качеств. Если рационально использовать игры, то этот процесс станет эффективным средством физического развития. Они же позволяют улучшить следующие качества ребенка:
- Сила,
- Ловкость,
- Быстрота,
- Координация и др.
Использование подвижных игр на уроке физкультуры предполагает не только применение конкретных средств. Оно может происходить с помощью включения методических аспектов игровой деятельности в любые физические упражнения. На уроках физической культуры младшие школьники должны овладеть физическими упражнениями, способствующими развитию двигательных качеств.
Подвижные игры и упражнения для развития двигательной активности
Развитие двигательные качества может производиться с помощью общеразвивающих и подготовительных средств, а также с помощью специальных упражнений. Обучение младших школьников двигательным навыкам в процессе ходьбы, бега, прыжков тесно связано с развитием у детей быстроты, силы, выносливости. Это связано с тем, что, выполняя любые упражнения, в той или иной степени проявляются основные двигательные качества.
С младшего школьного возраста в школе нужно уделять большое внимание подвижным играм и специальным упражнениям. Это путь развития всех основных двигательных качеств. Использование на уроках подвижных игр и эстафет может стать своеобразной помощью, благодаря которой происходит успешное обучение детей различным двигательным навыкам. С помощью специальных занятий учитель может целенаправленно влиять на их развитие.
Психологи и педагоги-практики едины во мнении, что игровая деятельность для ребенка является важнейшим средством самовыражения, пробой сил, способом развития физических способностей. Важным достоинством подвижных игр становится то, что в своей совокупности они, по сути, исчерпывают все виды естественных движений, свойственных человеку (например, ходьбы, бег, прыжки, лазанье, метание, ловля). По этой причине этот процесс становится самым универсальным и незаменимым средством в развитии двигательных, а значит и физических способностей.
Практика работы показывает то, что основное внимание на занятиях физкультурой в современных школах уделяется обучению основным движениям. Из-за этого младший школьник не получает необходимой физической нагрузки, которая способна бы была оказать значимое влияние на развитие двигательных способностей. Эффективность и потребность в применении подвижных игр в спортивной подготовке подтвердила современная спортивная практика, имеющая научно-теоретическое обоснование.
Стремление к спортивным и подвижным играм интуитивно связано с потребностью людей тренировать внутренние органы и мышцы для получения необходимой внешней информации. Эта потребность у детей выливается в игровую деятельность, которая продолжает оставаться желанным спутником в спортивной подготовке.
Развитие физических качеств младших школьников
С. Н. Игнатов считал, что основные задачи, которые должны решаться в ходе физического воспитания, включают формирование условий для оптимального развития совокупности физических качеств, присущих человеку. Физические качества представляют собой морфофункциональные врожденные качества, с помощью которых у человека происходит физическая активность. Она получает полное проявление в двигательной деятельности.
Основными физическими качествами человека считаются:
- Мышечная сила;
- Ловкость;
- Быстрота;
- Выносливость;
- Гибкость.
В отношении динамики перемены показателей данных физических качеств принято употреблять категории «воспитание» и «развитие». Понятие «развитие» связано с естественным протеканием изменений физического качества, а понятие «воспитание» предполагает целенаправленное и активное воздействие на рост показателей физического качества.
Двигательные способности, обусловленные физическими качествами, могут быть скоростными, силовыми, двигательно-координационными, скоростно-силовыми. Также они предполагают наличие общей и специфической выносливости.
Для каждого ребенка характерно собственное развитие двигательных способностей. Основание разного развития способностей располагается в иерархии врожденных задатков анатомо-физиологического характера. Они включают анатомо-морфологические особенности мозга и нервной системы, телесные, биологические, физиологические и хромосомные особенности.
Развитие двигательных способностей у младшего школьника зависит также от психодинамических задатков.