Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Разноплановость мышления

Нарушения мышления

Определение 1

Разноплановость мышления – это расстройство, при котором суждения о каком-либо явлении, находятся в разных плоскостях.

Расстройства мыслительной деятельности Б.В. Зейгарник рассматривает как патологию мышления операционной стороны мышления, динамики мышления, личностного компонента мышления.

Мышление. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Мышление. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Также он рассматривает нарушения критичности мышления. Довольно часто изменения мышления наблюдаются у больных в сложных сочетаниях разных видов нарушений.

Основа классификации нарушений при разноплановости мышления не имеет единого характера – это значит, что больные, выполняя одно и то же задание объединяют объекты либо на основании свойств этих объектов, либо на основании собственных установок и вкусов.

Например, в методике «Классификация картинок», больной выделяет группы предметов по нескольким основаниям – обобщенного признака, признака материала, из которого предметы сделаны, на основании цвета.

Разноплановость мышления хорошо проявляется, когда больной выполняет задания «Исключение предмета», например, выполняя это задание на обобщенном уровне – больная исключает Солнце, как естественное светило, но, на основании личного вкуса выделяет солнечные очки. Это же основание является причиной выделения зонтика.

Если говорить о нарушении операциональной стороны мышления, то в суждениях больных, при снижении уровня обобщения, доминирующими являются непосредственные представления о предметах и явлениях. Вместо обобщенных признаков больные используют конкретно-ситуационное сочетание. Например, общим между диваном и книгой, у таких больных является то, что на диване можно читать.

«Разноплановость мышления» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Степень выраженности таких нарушений может быть легкой, умеренно выраженной, выраженной и встречается при олигофрении, тяжелой форме энцефалита, при органических поражениях головного мозга. Надо сказать, что снижение уровня обобщения возможно только тогда, когда этот уровень был ранее, а затем снизился, что характерно для больных эпилепсией, поражениями ЦНС, травмами мозга.

Недоразвитие процессов обобщения и отвлечения наблюдается у больных олигофренией, руководствующихся обобщенными признаками, которые неадекватны предметным реальным отношениям. Больные уходят от содержательной стороны задачи и устанавливают формальные словесные связи. Реальное сходство и различие не является для них контролем суждений. Так, сходство карандаша и ботинка для них заключается в том, что и тот, и другой оставляют след.

Нарушение личностного компонента мышления

К данному виду нарушений относится разноплановость суждений, резонерство, нарушение критичности и саморегуляции.

Больные с разноплановостью суждений при выполнении экспериментальных заданий правильно усваивают инструкцию, обобщают и сравнивают предлагаемый материал, выделяя существенные признаки. Знания о предметах могут быть вполне адекватными. Однако они не могут выполнить задание в том направлении, которое требуется и их суждение течет в разном русле. Направленность утрачивается и в их мышлении адекватные логические суждения переплетаются с обрывками представлений, желаний, элементами воспоминаний.

К выполнению задания больные подходят на основе измененного отношения, измененных жизненных установок. Объединяя в группу карточки с изображениями ложки, автомобиля, самолета, корабля, лопаты, кровати, они объясняют, что это железные предметы, которые говорят о силе ума человека. Объединяя в одну группу уборщицу, лопату, стол, этажерку, шкаф, они объясняют, что это мебель.Лопата является эмблемой труда и выметает из жизни всё плохое, а труд и жульничество несовместимы.

Естественно, что увязывание предметов, не связанных друг с другом, является неадекватным, потому что обыденные вещи больные рассматривали в аспектах, неадекватных для ситуации.

Изменение личностного отношения в нарушении мыслительной деятельности четко выступает при резонерстве, что клиницисты называют непродуктивным многоречием. Это одна их форм нарушения мышления. Рассуждения больного определяются повышенной аффективностью, неадекватным отношением, сужением круга смыслообразующих мотивов, тенденцией к оценочным суждениям.

Резонерство и разноплановость больных отражаются в их речи, приобретающей характер «разорванности». Часто такие больные говорят независимо от того, присутствует ли собеседник и при внешне упорядоченном поведении в течение часов могут произносить монологи.

Анализируя разорванную речь, специалисты выявили основные её характеристики:

  • в высказываниях больных отсутствуют рассуждения;
  • речь не обнаруживает объект мысли;
  • отсутствие заинтересованности в собеседнике и его внимании.

Речь таких больных не будет являться ни орудием мысли, ни средством межличностного общения.

Нарушения динамики мышления

Мышление протекает во времени, поэтому имеет изменчивую динамику. Мысль, по мнению И.М. Сеченова, имеет начало, течение и конец.

Проявлением мышления является цепь умозаключений, которая затем переходит в рассуждение.

Динамическими нарушениями мышления являются лабильность и инертность.

Для лабильности характерно чередование адекватных и неадекватных решений. Больные в состоянии правильно обобщить материал, не нарушают операцию сравнения и переноса, но, адекватный характер суждений может быть неустойчивый.

Во время экспериментального задания больные легко усваивают инструкцию, используют способ адекватный заданию, но, через определенное время его утрачивают и сбиваются на путь случайных сочетаний.

В ряде случаев нарушение динамики мышления может носить стойкий характер, изменяя, при этом, само строение мышления.

Такие нарушения встречаются у больных с маниакально-депрессивным психозом и характеризуются повышенным аффективным состоянием и психомоторным возбуждением – они громко говорят, смеются, жестикулируют, могут выкрикивать отдельные слова.

Внимание их разбросано и очень неустойчиво. Во время выполнения задания отсутствует определенная стратегия мышления, ассоциации носят хаотический характер и сосредотачиваются на задании короткое время.

При лабильности мышления, таким образом, неадекватным оказывается течение умственной деятельности.

Инертность мышления – это антипод лабильности, больные не могут изменить ход рассуждений и переключиться с одного вида деятельности на другой. Такие нарушения можно встретить у больных эпилепсией.

Как показывают экспериментально-психологические исследования, у больных этой группы интеллектуальные процессы замедленны и малоподвижны.

Если условия исследования меняются, возможности обобщения материала у них затрудняются.

Инертность связей прежнего опыта снижает операции обобщения и отвлечения. Например, больные, во время предметной классификации, затрудняются однородные объекты объединить в одну группу.

Отчетливое проявление инертности мышления наблюдается и в ассоциативном эксперименте, когда появляется много запаздывающих ответов – ответы даются не на то слово, которое предъявляется, а на прежнее.

Такая ситуация складывается потому что большее сигнальное значение имеет следовой раздражитель, а не актуальный.

Например, больные к слову «пение» противоположным словом называют «молчание», а к слову «колесо» – называют слово «тишина».

Замечание 1

Таким образом, мыслительная деятельность будет полноценной тогда, когда будет сохранена ее общенациональная и личностная стороны, а также их динамика.

Дата последнего обновления статьи: 07.11.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot