Зарождение детской психологии
В начале 20 века детская психология только формировалась и была описательной - она отражала общие тенденции развития психики, но была неспособна раскрыть их внутренние причины и закономерности формирования.
Первые концепции психического развития ребенка формировались под влиянием теории Ч. Дарвина, которая в принципе утвердила идею о том, что развитие подчиняется определенным законам. Поэтому первые исследователи в этой области стремились найти и сформулировать конкретные закон развития психики.
В связи с этим, в первых концепциях активно преобладал биогенетический принцип Э. Геккеля, который гласит: онтогенез есть краткое повторение филогенеза.
Американский психолог Стенли Холл, базируясь на данной идее, сформулировал свою теорию рекапитуляции, суть которой в том, что ребенок в своем развитии кратко повторяет историю развития человеческого рода. Аргументами к подтверждению данного тезиса являются следующие тезисы:
- страшные сны, которые видят дети, это отголоски воспоминаний из прошлого человечества,
- детские игры - это упражнения. необходимые для полной утраты бесполезных функций, доставшихся от предыдущих поколений,
- детские рисунки - отражают стадии, которые проходило изобразительное искусство.
Несмотря на претенциозность и некоторую наивность данной концепции, она стала первым шагом к развитию детской психологии, исследованию развития психики ребенка. Последующим шагом в развитии детской психологии стал нормативный подход в исследовании развития психики ребенка.
Арнольд Гезелл - американский психолог, педагог и медик, разработал практическую систему диагностики развития психики ребенка от рождения до юношеского возраста. Его система базируется на материалах сравнительных лонгитюдных исследований моторной активности, изменения речи, приспособительных реакций и социальных контактов. Кроме этого, А. Гезелл изучал психическое развитие слепых детей, чтобы определить границы нормального развития.
Люис Термен - американский психолог в 1916 году предложил тесты для измерения умственных способностей детей, а также ввел понятие коэффициента интеллектуальности, который, как он считал, остается постоянным на протяжении всей жизни.
Таким образом, вклад А. Гезелла и Л. Термена в развитие детской психологии состоит в том, что он способствовали ее развитию как нормативной дисциплины (исследование достижений ребенка в процессе роста и развития, составление на основе этих исследований психологических шал, упор на генетические факторы при объяснении возрастных изменений).
Американские концепции развития: бихевиоризм
Иным направлением в исследовании закономерностей формирования психики ребенка связан с общими установками бихевиоризма. В данном ключе, развитие отождествляется с научением, приобретением нового опыта.
Философской основой данного направления является идея английского мыслителя Джона Локка о том, что сознание ребенка при рождении - это чистая доска «tabula rasa», ключевое значение в развитии имеет только прижизненный опыт.
Бихевиоризм развивался под влиянием идей И. П. Павлова об условном рефлексе, которые послужили базой для идей Дж. Уотсона в разработке поведенческого подхода. Условный рефлекс для американских ученых показался элементарным, базовым структурным элементом, который поддается изучению в рамках научного (лабораторного) эксперимента.
Дж. Уотсон исследовал поведение младенцев и пришел к выводу, что новорожденные обладают лишь 3 врожденными формами поведения (реакциями): страх (при потере опоры или резких звуках), гнев (в ситуации ограничений) и любовь (проявления удовольствия). Постепенно над этими простыми формами надстраиваются уже условные реакции и формируется более широкий спектр поведенческих реакций, из которых закрепляются те, что способствуют более эффективной адаптации.
Развитие, с точки зрения бихевиоризма, это накопление новых форм поведения, которые формируются в ходе научения. А главной детерминантой психического развития ребенка является окружающая среда и ее воздействие.
По мнению Дж. Уотсона, окружающая среда - это непосредственное физическое окружение ребенка, обстановка, складывающаяся из конкретных жизненных стимулов, которые должны быть разложены на раздражители. Именно внешняя среда (набор стимулов) определяют характер развития ребенка и содержание его поведения.
В последующих исследованиях все большее внимание стало уделяться самому испытуемому (его состоянию, мотивационным установкам): так был сделан акцент на подкреплении в ходе научения, выделены его виды и степень влияния на научение. Б. Скиннер, как руководитель данного направления считал, что поощрение является более действенным методом развития и формирования поведения детей, чем наказание.
Другим направлением изучения психического развития является социальное научение А. Бандуры, суть которого состоит в том, что сущность развития - это социализация, которая достигается путем научения формам социального поведения через подкрепление. Научение может реализовывать через подражание и наблюдение, которое подкрепляется социальной оценкой родителей (похвала, внимание или наоборот - наказание, игнорирование), а также имитацией модели поведения.
Европейские концепции: теория трехступенчатого развития и теория конвергенции двух факторов
В Европе исследователи развития психики ребенка в большей степени делали акцент на анализе качественных особенностей процесса развития ребенка.
К. Бюлер предложил идею 3 ступеней развития ребенка: инстинкт, дрессура, интеллект. Он считал, что возникновение этих ступеней связано с усложнением структуры мозга, а также усложнением отношений с окружающей средой и развитием аффективных процессов (развитие переживания удовольствия, связанного с действием):
- сперва удовлетворение возникает при реализации (выполнения действия) инстинктивной потребности;
- затем удовольствие связано с самим процессом совершения действия (на уровне навыков);
- далее удовольствие бывает связано с предвосхищением решения интеллектуальной задачи.
К. Бюлер пишет, что эволюционное развитие психики связано с переходом удовольствия из конца в начало - это движущая сила поведения. Концепция К. Бюлера относится к идеям витализма - несводимости высших процессов к низшим.
К. Лоренц критиковал данную концепцию, утверждая, что инстинкт не является базой для развития навыков, а навык, в свою очередь, не предшествует интеллекту. Б. Эльконин поддержал данную критику, отметив. что между навыком и интеллектом нет непроницаемой грани: навык может быть свернутой формой интеллектуальным образом приобретенного поведения.
К. Коффка - основоположники гештальтпсихологии, считал, что развитие представляет собой систему внутренних и внешних условий, которые и определяют развитие нашего поведения. Метод К. Коффки называется психофизическим, поскольку он включает в себя исследование поведения ребенка и его внутренних переживаний. Для этого формируется эксперимент, в котором изучается поведение испытуемого, а также фиксируются переживания, которые он испытывает в ходе эксперимента (принцип структурности).
В. Штерн - создатель теории конвергенции, считал, что развитие - это не простое проявление заложенных свойств, равно как и не простое восприятие окружающей среды, это результат конвергенции внутренних задатков с внешними условиями среды.
Дж. Вулвилл предложил 4 модели влияние окружающей среды на развитие:
- первые месяцы жизни – «больничная койка»: ребенок находится под влиянием среды как беспомощный пациент;
- первые годы – «луна-парк»: ребенок выбирает те увлечения, которые ему интересны, но не способен еще изменять их под себя;
- подростковый период – «соревнование пловцов» - опыт подобен плавательной дорожке, в рамках которой по сигналу субъект начинает свой собственный путь, независимо от внешних стимулов;
- период взрослости – «теннисный матч» - постоянное взаимодействие внешней среды и субъекта: субъект должен приспособиться к влиянию среды и также влиять на нее.