Что такое терапия материнской любовью
Данный метод был разработан и внедрен в коррекционно-педагогическую и психотерапевтическую практику известным отечественным психиатром, почетным профессором психотерапии ‒ Борисом Зиновьевичем Драпкиным. В 2006 г. метод был утвержден Министерством здравоохранения и социального развития РФ для работы с детьми, которые имеют психосоматические или нервно-психические заболевания, задержку физического, речевого или умственного формирования, проблемы со здоровьем, поведением или обучением.
В основании метода находится глубинная психоэмоциональная связь матери с ребенком и особенная роль речи матери в нормализации соматического и эмоционального состояния ребенка, развитии положительных жизненных установок, формировании мощных психологических защит.
Эта система хорошо зарекомендовала себя при работе с детскими неврозами и разными расстройствами. Б.З. Драпкин даже был удостоен звания «Почетный профессор психотерапии». Он подобрал фразы, которые обладают благотворным влиянием на здоровье детей, особенно, если эти фразы говорит мама.
Б. З. Драпкин впервые установил не только основания развивающихся психических проблем, но и дал реальные практические пути их лечения и профилактики. Он обнаружил, что одной из важных причин расстройств психики, как у детей, так и у взрослых людей является лишение ребенка любви матери. Дефицит любви матери и есть самая разрушительная и ранняя депривация ребенка в удовлетворении его базисной потребности в любви, поддержке со стороны, защищенности, прежде всего, матери, которая дала ему жизнь, но не сумела по тем или иным причинам дать ему свою любовь.
Мать передает собственному ребенку не только, то хорошее, что передали ей ее родители. Она, так же, к сожалению, передает ему и отрицательный опыт своего развития, те дурные психоэмоциональные проявления, которые обрела от своего рода в течение собственного постнатального формирования и взросления.
Голос матери делается как бы внутренним голосом ребенка. Если мать все время раздражается, сердится, твердит, что ребенок не такой, как ей хотелось бы, то ребенку задается программа болезней и неудач. И напротив ‒ если этот голос постоянно поддерживает, одобряет, дает установку на здоровье, счастье, то все психоэмоциональные процессы приходят в норму.
Система лечения любовью
Психотерапевтическая концепция Б.З. Драпкина по психотерапии материнскими словами состоит из четырех словесных смысловых блоков. Первый блок условно называется «Витамин материнской любви», второй блок содержит фразы-установки на физическое здоровье, третий блок – гармонизация всего организма, четвертый блок заключительный – это «сбрасывание» болезни и фиксирование положительного эффекта всех четырёх блоков.
1-й блок. При помощи фраз данного блока мама окружает ребенка любовью, наполняет исцеляющим теплом.
2-й блок в лечении любовью матери, это внушение установок физического здоровья. Хорошо применять их и для профилактики заболеваний, и для лечения. Второй блок – это по факту создание желаемого для ребенка. Мать транслирует ребенку свою веру в него и любовь. В данный блок могут быть включены специфические фразы-установки для отдельных органов или проблем ребенка, одним словом, все, что нужно скорректировать. Фразы должны носить обязательно утвердительный характер, без использования частиц «не».
3-й блок этой системы лечения маленьких детей материнскими словами содержит фразы-установки на нервно-психическое здоровье, общую гармонизацию организма и нормальное формирование ребенка.
4-й блок лечения детей материнской любовью – общеукрепляющего и очищающего назначения. Мать представляет, как будто забирает и выбрасывает болезнь или какие-то проблемы ребенка.
В собственном воображении мать формирует «образ» своего ребенка здоровым, цельным, сильным, уже свободным от болезни или каких-либо искажений. Мама представляет, как наполняет ребенка любовью, и данная любовь считается силой исцеляющей, которая очищает и лечит ребенка.
Как лечить любовью?
Чтобы эффективно проводит лечение любовью необходимо каждую фразу-установку каждого блока повторять 2 раза мысленно, а после 1 или 2 раза вслух, спокойным, тихим, уверенным голосом. Весь сеанс домашней терапии материнской любовью («мама-терапии») не должен длиться больше 30 – 40 минут.
Работает сеанс как внушение. Поэтому повторять все блоки нужно каждый день, примерно в одно и то же время, целесообразно перед сном ребенка или когда он только уснул. Активного участия ребёнка в сеансе не требуется. Если ребенку плохо, то матери необходимо постараться как можно убедительнее передать ему установки на исцеление. Если мама себя плохо чувствует, или если она подавлена и раздражена, тогда сеанс необходимо отложить.
Эффективность лечения словами
Эффективность предлагаемых доктором Б.З. Драпкиным фраз и всей терапии материнской любовью («мама-терапии») подтверждена его многолетней практикой. В сложных случаях он подбирал малышам индивидуальные фразы на терапевтических приемах и сессиях. И, тем не менее, каждая мама, хорошо знающая и чувствующая своего ребёнка, может добавить в эти блоки что-нибудь от себя.
Материнская любовь является важным условием существования не только ребенка, но и самой матери. Любовь матери делает ребенка сбалансированным и счастливым, дает возможность ему расти и взрослеть, не «застревая» в детских горестях, предупреждать и своевременно снимать у ребенка многие эмоциональные перегрузки и дефициты, которые могут повлечь за собой более глубокие изменения, ‒ это и профилактика, и одновременно, формирование общего положительного настроя, устойчивости, защищенности, уверенности подрастающего ребенка в предстоящей взрослой жизни.
Детство ребенка должно протекать на фоне надежности, защищенности, уверенности в том, что всегда его близкие, и прежде всего родители, придут ему на помощь.
В ходе работы по методу психотерапии материнской любовью процесс личностного формирования и совершенствования происходит и у родителей. Мать, которая сначала не может раскрыть в себе необходимые ресурсы любви, заботы о ребенке или не умеет передать ему эту любовь, может обнаружить, что данный недостаток объединен с теми или иными ее личными проблемами, которые связаны с ее собственным личностным формированием, взрослением, становлением.