За последние несколько десятков лет интегративная психотерапия начала привлекать многих исследователей и практиков к освещаемым ею проблемам, а также возможностям ее развития.
В отличие от других видов психотерапии, интегративная психотерапия предполагает прежде всего концептуальный синтез разных теоретических систем психотерапии, а не сочетает в себе приемы различных психотерапевтических направлений.
Интегративный подход в психотерапии – это такой подход, при котором психотерапевт в своей работе не является ортодоксом какого-то одного терапевтического подхода, а использует идеи, методы, теоретические положения из самых разных подходов и в зависимости от различных обстоятельств может применять эти знания.
Начиная с середины шестидесятых годов прошлого века немецкий психолог Иларион Петцольд активно начал развивать интегративную психотерапию. Петцольд был убежден, что «интегративная терапия связывает метод с конфликт-центрированным глубинным подходом, включающим в себя упражнения и испытания определенных эмоций». Интегративная психотерапия расширяет принцип классической гештальт-терапии и одновременно временную перспективу, горизонты прошлого и будущего, учитывая при этом промежутки времени, социальное и экологическое пространство в качестве контекста. Петцольд пытался объединить в интегративной терапии теорию и практику психоанализа, гештальт-терапии, психодрамы, телесноориентированной психотерапии и когнитивно-поведенческой психотерапии.
Большой вклад в развитие интегративной психотерапии внесли американский философ Кен Уилбер и итальянский психолог Роберто Ассаджиоли в девяностых годах прошлого века. Их труды были направлены на исследование способов выработки у человека навыков и умений, которые помогут ему избегать конфликтов, стать более собранным и избавиться от несоответствия мыслей и поведения. Техники интегративной психологии помогают человеку принять свои переживания, решить свои проблемы, повысить творческий потенциал и вернуть вкус к жизни.
Целостный подход интегративной психотерапии
Известно, что человек – самостоятельное, целостное создание, имеющее способность к саморазвитию и самообразованию. Человек не может быть отделен от его сознания, так как они являются единым целым.
Целостный подход предполагает не только системный взгляд на различные предметы и явления, но и целостное видение картины мира окружающей действительности и людей. Немецкий философ Иммануил Кант упоминал в своих работах о целостности природы человека.
Целостность — это характеристика самой природы, частью которой является человек. Таким образом, человек является целостностью, но в то же время он и часть по отношению к природе. Согласно интегральному подходу мир — это "единая и неделимая сеть событий и взаимосвязей". Человек может полагать, что он живёт и реагирует на реальные объекты, которые можно потрогать, увидеть, но это не совсем верно, так как существуют особые чувственные импульсы, на которые он и обращает внимание. Мир субъективен, и каждый человек обладает своей собственной "картиной мира". И в интегративном подходе на мир фокус перемещается с объекта к форме, поэтому большее внимание начинает уделяться процессу.
Понятие "целостности личности" представляет собой все её проявления: интерперсональные, социогенетические, персоногенетические, трансперсональные. Человек, будучи целостной личностью, также может испытывать внутренний конфликт, что может провоцировать ещё большее напряжение. Бинарное, окультуренное состояние человека содержит в себе проблемы и разделение. Разделение заключается в том, что человек начинает принимать то, что раньше подвергалось сомнению. Развитие способности к разделению, он учится заботиться о здоровье своей психики.
Подходы интегративной психотерапии
Интегративная психотерапия существует на основе следующих подходов:
- Применение эклектической модели, связывающей разнообразные методы психотерапии, отталкиваясь от нужд лечебной практики.
- Интеграция научных дисциплин, поддающихся сопоставлению, например, медицина, социология, психология, педагогики, философия, нейрофизиология, психолингвистика и многие другие.
- Синтез теоретических сведений всевозможных психотерапевтических ориентации с учетом основной концепции личности и ее развития, психопатологии и симптомообразования.
Факторы, способствующие развитию интегративной психотерапии
Поиск общего основания для разных теоретических моделей при помощи перевода их понятий на терминологию, считающуюся общепринятой, или описание психотерапевтического процесса с позиции разных направлений являют собой значительные возможности, служащие для развития интегративной психотерапии.
Факторы, способствующие развитию интегративной психотерапии:
- Распространение бесчисленных методов и форм психотерапии, которые затрудняют выбор, а также их исследование и применение на практике.
- Неадекватность ни одного из психотерапевтических направлений для всех категорий пациентов.
- Поиск общих основных процессов, являющихся характерными для всех методов психотерапии, и постепенное признание особенности, что разные методы могут иметь больше сходств, чем различий.
- Приблизительно одинаковая действенность лечения независимо от методов психотерапии.
- Акцент на значительной роли взаимоотношений специалист—пациент в рамках любых методов психотерапии.
- Социально-экономические процессы в обществе, предъявляющие повышенные требования к качеству, продолжительности и эффективности лечения и оказывающие более сплачивающее, чем разъединяющее специалистов действие.
Учет специалистом индивидуальных клинико-психологических особенностей личности и болезни и особенностей человека, а не собственных теоретических знаний является самой важной характеристикой интегративной психотерапии.