Изобразительные методы (арт-терапия) — это набор психотерапевтических и психодиагностических довольно мягких, но эффективных методов (методик), которые используют в своей работе психологи и педагоги
Особенности изобразительных методов
Методы арт-терапии обладают универсальностью, поскольку их можно адаптировать к разным задачам. С помощью изобразительных методов психологи, в частности, решают проблемы социальной дезадаптации лиц с особыми возможностями здоровья (ОВЗ). Также они помогают развивать человеческий потенциал.
Методы арт-терапии характеризуются использованием взрослыми людьми или детьми разных форм творческой деятельности. Они предназначены для выражения психического состояния.
Методы арт-терапии впервые стал использовать художник А. Хилл в 1938 году в работе с туберкулезными больными в санаториях. В самом начале своего развития применение изобразительных методов отражало психоаналитические взгляды З. Фрейда и К. Юнга. В соответствии с ними конечный продукт художественной деятельности пациента в виде рисунка (скульптуры) способно выражать неосознаваемые психические процессы.
Обращение к исследованиям психоаналитической теории позволяет зарубежным арт-терапевтам дать обоснование механизмам терапевтической экспрессии, определяя роль отношений клиента со специалистами. Авторы отмечали, что терапия искусством — это наиболее подходящий метод коррекции для работы с несовершеннолетними людьми.
Основой формирования первых техник арт-терапевтической работы с детьми на Западе были стали работы В. Ловенфельда и Е. Кейна, которые рассматривали изобразительную деятельность детей в прямой связи с развитием их познавательной и эмоциональной сферы. Они видели в ней огромный потенциал для гармонизации психики.
Отечественный опыт использования арт-терапии отразили ученые с помощью различных вариантов использования изобразительных методов педагогами. Было приведено включение составляющих арт-терапии в конкретные уроки как развивающие средства обучения.
Психотерапевтические и психодиагностические возможности методов арт-терапии присущи для использования в образовании. Так, А. В. Гришина выдвинула предложение применять программу развития творческой индивидуальности подростков средствами арт-терапии в учреждениях дополнительного образования.
Формы использования методов изобразительного искусства
Изобразительные методы (методы арт-терапии) — это совокупность методик психологической коррекции, в которых применяется художественное творчество. Среди базовых целей этого направления следует выделить:
- Процесс выражения чувств и эмоций, которые относятся к переживанию проблем;
- Активный поиск новейших видов взаимодействия с миром;
- Подтверждение индивидуальности, значения и неповторимости;
- Рост гибкости и адаптивности в непрерывно изменяющемся мире.
Существует несколько форм изобразительных методов, которые имеют психодиагностическое и психотерапевтическое значение. Формы включают активную (самим клиентов создается продукт творчества, включая рисунок, скульптуру, сказку), пассивную (клиент применяет художественные произведения, которые уже создали другие люди, например, рассмотрение картин, прочтение книг, прослушивание музыкальных произведений), смешанную (клиент берет имеющиеся произведения искусства и создает свои продукты творчества).
Методы изобразительного искусства в психотерапии и психодиагностике используются в следующих случаях:
- Диагностика и терапия психологических травм, потерь, посттравматического стрессового расстройства;
- Исследование и лечение кризисных состояний;
- Анализ и работа с внутри- и межличностными конфликтами;
- Развитие целостности личности;
- Работа с детьми и взрослыми с ОВЗ.
Психотерапевтические возможности изобразительных методов направлены на решение психологических проблем. Они доступны практически каждому человеку, вне зависимости от его пола, возраста и социального статуса. Методы помогают формировать отношения между людьми, поскольку через искусство люди не только выражают себя, но и больше узнают о других.
Методы арт-терапии дают человеку возможность познать себя и окружающий мир. В рамках творческого процесса индивид способен бессознательно воплощать свои эмоции, чувства, надежды, страхи, сомнения и конфликты. Он может узнать о себе много нового, развивая творческие возможности.
В ходе занятий арт-терапией человек часто открывает в себе таланты, неизвестные ранее и способные реализовать его внутренний потенциал. Она представляет собой хороший способ социальной адаптации. Максимальную роль изобразительные методы играют для лиц с ограниченными возможностями, поскольку такие люди чаще всего дезадаптированы.
В изобразительном искусстве в основном, используют средства невербального общения. Это имеет значение для людей, которым трудно выражать собственные мысли с помощью слов.
Подходы к арт-терапии
Для использования в психотерапии и психодиагностике необходимо обратить внимание на два похода к арт-терапии. Первый из них заключается в том, что для искусства характерно целительное действие само по себе. Так, художественное творчество предопределяет возможность выражения и переживания внутренних конфликтов. Оно представляет собой своеобразное средство обогащения субъективного опыта.
Арт-терапию часто рассматривают в качестве средства развития личности, включая ее творческий потенциал. Психологи стимулируют пациентов доверять своему собственному восприятию, проводя самостоятельное или стороннее исследование их творений.
В соответствии со вторым подходом на первом месте стоят терапевтические цели, при этом творческие цели являются вторичными. Методы арт-терапия служат дополнением к прочим терапевтическим методам. Если человек выражает содержание собственного внутреннего мира визуально, то он постепенно продвигается к их осознанию. Психологи поощряют свободные ассоциации пациентов, включая их попытку самостоятельного обнаружения роли работ.