Детско-родительские конфликты: сущность и причины возникновения
Детско-родительские конфликты – это конфликты, которые возникают между родителями и детьми по разным причинам.
В любой семье возникают разнообразные конфликтные ситуации. Участниками конфликта могут быть все члены семьи или отдельные ее представители. Чаще же всего конфликты возникают между родителями и их детьми, причем начало этих конфликтов идет с момента рождения детей.
С самого раннего возраста начинается противостояние интересов детей и их родителей, когда ребенок требует то, что он хочет, в дальнейшем база таких конфликтов лишь расширяется, в нее добавляется все больше причин для ссоры.
Есть несколько основополагающих причин, которые порождают детско-родительские конфликты:
- Конфликты в связи с несоответствием целей и взглядов членов семьи. Самые распространенные конфликты между родителями и их детьми – это разные мнения, взгляды, убеждения относительно определенного вопроса или уклада жизни. Дети не могут принять взгляды родителей, также как и родители не понимают своих детей. Такие конфликты являются самыми распространенными и не представляют серьезных проблем для семейного быта. Однако если взгляды слишком разные и родители не могут сбалансировать конфликт, часто от этого страдают дети, так как их психика в зависимости от возраста не может так быстро перестраиваться, или адекватно расценить ситуацию. Это может привести к психологической нестабильности ребенка, нельзя слишком давить со стороны родителей, так как психика детей не сформирована и может дать сбой, что в итоге приведет к психологическим проблемам;
- Конфликты на основании постоянной напряженности. Если в семье между детьми и родителями были серьезные ссоры, которые основывались на критических противоречиях, то часто такие конфликты дают о себе знать, что может вызывать напряженность обоих сторон во время общения. Эти ссоры могут носить открытый характер, то есть когда конфликт закончился, но суть его так и осталась на поверхности, не разрешенной и при удобном случае данный конфликт вспыхивает заново. Также подобный вид конфликта может носить закрытый характер, то есть конфликт окончательно исчерпан, однако все члены семьи о нем помнят и когда речь заходят о чем-то похожем или на тему конфликта, то все испытывают неприятную напряженность и стараются перевести тему разговора;
- Конфликты, как кризис семьи. Когда конфликты в семье происходят часто и не имеют логического положительного конца, то такая ситуация может достичь состояния кризиса, при котором все члены семьи не находят общий язык, что может привести к серьезным последствиям. В кризисных конфликтах обычно одна сторона несет убытки и бесконечные психологические расстройства, так как не удовлетворяются пожелания этой стороны. Часто страдающей стороной в семье выступают дети. Родители же, в свою очередь, также психологически неустойчивы, так как часто не знают, как выйти из кризисной ситуации. В таких конфликтах лучше всего использовать тактику толерантности и как можно больше прислушиваться к просьбам детей. Если нет возможности выйти из кризиса, то лучшим способом для семьи будет обратиться за психологической помощью.
Таким образом, детско-родительские конфликты возникают в семьях с определенной частотой, не бывает семей, которые не переживают кризис в отношениях родителей с детьми, часто это связано с возрастными изменениями у детей.
Психотерапевтическая и коррекционная помощь в детско-родительских конфликтах
Семьям, где происходят серьезные конфликты между родителями и детьми нужна психотерапевтическая и коррекционная помощь, чтобы помочь сохранить семейные ценности и наладить отношения.
К психотерапевтической и коррекционной помощи в детско-родительских конфликтах можно отнести следующие советы психологов:
- Никогда не оскорбляйте детей. Родители никогда не должны оскорблять детей, даже, если дети делают это постоянно в отношении родителей. Оскорбление показывает, что родители не уважат ребенка, дети же это делают не специально, а чтобы задеть взрослых. То есть разность понимания оскорбления может привести к серьезным последствиям;
- Не ставьте свой опыт, возможности и способности превыше всего. Часто родители ставят детям в упрек то, что они в их возрасте были лучше и многого достигли. Дети, в свою очередь, чувствуют себя ущербными и часто замыкаются на этом, думая, что не способны сделать то, что требуют от них общество и семья;
- Внимательно относитесь друг к другу. Родители должны замечать каждое эмоциональное изменение в своих детях, стать для них другом, который поможет разрешить внутренние противоречия, справиться с вопросами, которые их волнуют и т.д.;
- Надо быть благодарным. Ребенок не может дать родителям то, что они дают ребенку, однако, каждая мелочь со стороны ребенка, будь то рисунок или цветочек, должны приниматься родителями с благодарностью и вниманием. Не нужно критиковать подарок, всегда необходимо положительно относится к тому, что ребенок смог от души подарить своей семье;
- Необходимо внимательно слушать, а, главное, слышать, что говорят ваши дети. Часто родители не слушают и не хотят вникать в потребности своих детей, заранее отрицая правильность этих действий и желаний, что неверно. Важно выслушать ребенка, понять его мотивы и только после этого принять решение;
- Не обобщайте события, которые происходят с вашими детьми. Например, если ребенок где – то оступился, совершил плохой поступок, не нужно приписывать ему все грехи других детей, которые совершили тоже самое, и закончили жизнь плохо. Важно абстрагироваться от произошедшего, понять, почему ваш ребенок это сделал, что его на это подвигло, может быть истинным мотивом был хороший поступок, а получилось все не так;
- Нужно не перенасыщать детей излишним вниманием и опекой. Дети, как и все люди, хотят иногда побыть самостоятельными, почувствовать себя взрослыми и независимыми. Родителям необходимо время от времени давать своим детям такую возможность.