Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих дошкольников с детским церебральным параличом

Определение 1

Психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей дошкольника с ДЦП — это вид деятельности, которая концентрируется на активизации внутренних ресурсов семьи, которые обеспечивают эффективность ее функционирования, особенно в кризисные периоды.

Особенности семьи ребенка с детским церебральным параличом

Семья является неотъемлемой составляющей социально-педагогической деятельности. Это связано с тем, что успешное развитие и социализация ребенка предопределяется по большей мере семейной ситуацией.

Семья становится социокультурной средой для воспитания и развития любой личности. Тем не менее, семья, в которой рождаются дети с отклонениями в развитии, обладает своими особенностями. По причине болезни ребенка (детского церебрального паралича), все члены семьи начинают сталкиваться с большим числом трудностей и проблем, которые имеют воспитательный, социальный (материальный и моральный) характер.

С того момента, когда врач ставит диагноз, жизнь в семье меняется коренным образом. В нашем государстве детскую инвалидность родители воспринимают иногда в качестве личной трагедии. Узнав о болезни, которая приводит не только к физическим, но часто и к психическим отклонениям, мать и отец оказываются глубоко потрясенными. Они долгое время находятся в шоковом состоянии, проживая в условиях хронической психотравмирующей ситуации и постоянного эмоционального напряжения.

Сначала мать и отец могут отторгать саму мысль о возможности серьезного заболевания и о том, что их ребенок стал не таким, как все. Как правило, они начинают обвинять друг друга и близких людей в неправильном поведении или плохой наследственности. Процесс отрицания наличия физического дефекта или заболевания может смениться на переживание чувства вины. Родители одновременно любят своего ребенка, но также испытывают чувство стыда за него.

Для родителей ребенка с ДЦП характерны следующие реакции:

  • Принятие ребенка, включая его дефект;
  • Реакция отрицания;
  • Реакция чрезмерной защиты, опеки;
  • Скрытое отвержение (отречение от ребенка);
  • Открытое отречение и др.
«Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих дошкольников с детским церебральным параличом» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Особенности психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих ребенка с ДЦП

Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих дошкольников с детским церебральным параличом, должно быть направлено на обеспечение эффективности функционирования семьи. Особенно это касается кризисных периодов, которые связаны с воспитанием и развитием детей с ограниченными возможностями здоровья.

Сопровождение семей дает возможность сформировать коррекционно-развивающее пространство, соответствующее возрасту ребенка. Оно создает и помогает реализовать стратегии воспитания, адекватные потребностям ребенка и основанные на конструктивных установках родителей и позициях по отношению к инвалиду. Одной из проблем сегодняшнего дня становится то, что организация помощи детям с ОВЗ в нашей стране преимущественно концентрируется на помощи самому ребенку с нарушениями развития. В меньшей степени она направлена на поддержку семьи, в которой живет ребенок с подобным диагнозом.

Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с ДЦП, включает несколько компонентов:

  • Профессиональная деятельность педагогов и психологов, которые оказывают воздействие и поддержку в индивидуальном образовании инвалида;
  • Процесс, который включает систему целенаправленных последовательных педагогических действий, способствующих появлению у ребенка возможности делать нравственный самостоятельный выбор при решении образовательных задач;
  • Взаимодействие между сопровождающим и сопровождаемым;
  • Технология, которая включает несколько последовательных стадий деятельности педагога, психолога и прочих специалистов, обеспечивающих учебные достижения учащихся;
  • Система, которая характеризует взаимосвязь и взаимообусловленность целевых, содержательных, процессуальных и результативных элементов.

Проблема психолого-педагогического сопровождения семей становится неотъемлемой частью комплексного сопровождения. Она способна оказывать прямое влияние на личностное развитие детей, его адаптацию и интеграцию в социум. Данная проблема требует от государственного управления открытия новых реабилитационных центров. Здесь необходимо также внедрение инновационных программ, пересмотр ранее разработанных показателей и способов взаимодействия в процессе коррекционного процесса.

Особенности психолого-педагогического сопровождения семей, имеющих детей-инвалидов

Основная база психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ДЦП, представлена холистическим подходом. Его начал разрабатывать З. Фрейд, а продолжили его последователи (К. Юнг, А. Адлер, К. Хорни, Я. Морено). Ученые рекомендовали соединить элементы разнообразных методов работы (например, методы арт-терапии, ароматерапии, кинотерапии, музыкотерапии, психодрамы, телесно-ориентированной терапии, сказкотерапии, и др. в единое целое).

Специалисты приходят в результате исследований к выводу, что данное объединение должно быть направлено на разностороннее формирование личности и на достижение результативного уровня развития семье и ребенка в ней. В ходе использования методов ребенок с ДЦП стимулируется к использованию наиболее актуальных в современном социуме адаптивных формы поведения. Система способна предоставить особенные условия, которые направлены на минимизацию имеющихся у детей-инвалидов нарушений.

Основные направления деятельности специалистов в области психологического и педагогического сопровождения семьи включают диагностику и анализ особенностей семьи, разработку системы психологической помощи родителям, формирование позитивной «Я» концепции. Педагоги и психологи помогают формировать «здоровое» отношение к дефекту, корректируют эмоциональное состояние, поддерживают в создании коррекционно-развивающей среды.

Дата последнего обновления статьи: 17.11.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot