Психолого-педагогическая коррекция — это форма совместной деятельности, которую осуществляют педагоги, психологи и родители. В ее основе лежит система психологических воздействий, необходимых для исправления нарушений психического развития ребенка.
Особенности отсутствия определенных интересов
Интересы — это важнейшая побудительная сила к приобретению знаний. С их помощью расширяется кругозор человека, обогащается содержание его психической жизни.
Отсутствие определенных интересов (бедность, незначительность интересов) способно сделать жизнь человека серой и бессодержательной. Для таких людей самым характерным переживанием является скука. Им постоянно необходимо что-то во внешнем мире, что будет их развлекать и забавлять. Предоставленные самому себе, такие дети неизбежно начинают скучать. У них нет такого предмета или дела, которые само по себе, вне зависимости от внешней развлекательности, будут привлекать, заполнять мысли, зажигать чувства.
Человек, обладающий богатыми и глубокими интересами, не будет знать скуки. При характеристике направленности личности, психологи, прежде всего, обращают внимание на содержательность и широту интересов. Если направленность индивида ограничивается только изолированным интересом, который не имеет основы в мировоззрении, любви к жизни и всем богатстве ее проявлений, то, каким бы значительным ни был сам по себе предмет интереса, невозможным считается нормальное развитие и полноценная жизнь личности.
Для полноценного развития ребенка необходимо развитие широты интересов. Без этого невозможно иметь богатое содержание душевной жизни. Обилие знаний выдающихся людей, которое часто поражает, имеет в основании широту интересов, их устойчивость, силу и действенность.
Коррекция отсутствия интересов у ребенка
Коррекционная работа при отсутствии интересов проводится во всех возрастах. Очень важно начинать эти действия в наиболее раннем возрасте, поскольку позже будут сложности.
Психолого-педагогическая коррекция отсутствия интересов концентрируется на формировании условий для полноценного психического развития. Оно необходимо для каждого ребенка и предусматривает работу по его совершенствованию не только в образовательном учреждении, но и в семье.
Устанавливая коррекционные цели, педагоги и психологи должны руководствоваться знаниями закономерностей психического развития детей. Это активный процесс, который может быть реализован ребенком только в сотрудничестве со взрослыми людьми. Также в коррекции важно обратить внимание на следующие составляющие:
- Представления о структуре и динамике возрастных особенностей психики,
- Деятельностная теория в развитии возрастных новообразований,
- Психологическая информация, характеризующая социокультурную ситуацию развития конкретного ребенка.
Выделяют 3 базовых общепсихологических универсальных направления в постановке коррекционных целей для решения проблемы отсутствия определенных интересов. В первую очередь необходимо провести оптимизацию социальной ситуации развития. Это происходит с помощью формирования «поддерживающей среды», которая требуется для изменения отношений воспитывающих взрослых к ребенку. Также на этой стадии важно информировать о его состоянии и возможностях.
В процессе решения проблемы отсутствия определенных интересов важно иметь опру на родителей и учителей. Это происходит для изменения системы требований и появления подкрепления в актуальной ситуации детского развития.
Для оптимизации социальной ситуации развития нужна нормализация общения ребенка в области социальных отношений (отношения с учителями, воспитателями и т. д.) и межличностных отношений (отношения с родителями, близкими родственниками, значимыми сверстниками).
Развитие видов деятельности, доступных ребенку через формирование значимых мотивов и способов действий, осуществляется в определенной предметной деятельности. В рамках актуализации появления интересов необходимо работать над развитием продуктивных видов детской деятельности, которые включают:
- Изобразительно-графическую,
- Конструирование,
- Моделирование,
- Лепку и др.
Интересы появляются благодаря овладению ведущим для каждого возрастного этапа видом деятельности.
На следующем этапе происходит формирование соответствующих возрасту психологических новообразований. Здесь в основе должны лежать знания о периодизации психического развития ребенка. В этой сфере следует обратить внимание на труды Д. Б. Эльконина, который рассматривал содержание развития на каждой возрастной стадии.
Для формирования определенных интересов необходимо создание такой структуры коррекционно-развивающей работы с ребенком, в которой в процессе освоения ведущей деятельности будет происходить необходимое доформирование старых новообразований и создание новых. Для этого потребуются элементы деятельности предыдущего возрастного этапа (например, игровая деятельность). За основу здесь можно взять теорию поэтапного планомерного формирования деятельности, разработанную П. Я. Гальпериным.
Особенности психолого-педагогической коррекции отсутствия интересов
В первую очередь, при начале работы необходимо конкретизировать цели психолого-педагогической коррекции. Например, может быть нужна коррекция отсутствия определенных интересов в соответствии с уровнем развития и возрастной нормой. Для многих важно преодолеть трудности в адаптации к школе и школьным требованиям, скорректировать низкую успеваемость в школе в связи с отсутствием определенных интересов.
Коррекция помогает изменить негативные тенденции личностного развития, преодолеть проблемы в коммуникации и во взаимодействии со сверстниками, учителями, родителями. Для завершающей стадии работы характерна коррекция навыков планирования, организации и оценки своей деятельности.
В процессе постановки целей коррекции специалисты принимают к вниманию несколько основных правил: формулировка в позитивной форме (описание тех форм поведения и деятельности, структур личности и познавательных способностей, которые уже были сформированы), соотнесение с длительностью коррекционной работы и возможностями переноса человеком уже сформировавшихся навыков в актуальную ситуацию развития.
Задачи психолого-педагогической коррекции отсутствия интересов можно поставить лишь на основе диагностического обследования. Здесь важно оценить зону ближайшего развития и те коррекционно-педагогические средства, которые следует использовать для поднятия ребенка на более высокий уровень психического развития.