Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Психология затрудненного общения

Сущность затрудненного общения

Определение 1

Затрудненное общение – это все виды и формы общения, которые приводят к деструктивным изменениям поведения партнеров.

Проблема затрудненного общения сегодня довольно активно обсуждается в отечественной психологии. Существующие модели оптимального общения напоминают, скорее всего, перечень требований к качествам личности субъекта общения, к его умениям и навыкам.

Показателем затрудненного общения является несоответствие заданным параметрам. Данный подход наиболее широко распространен в прикладных областях психологии – психология педагогического общения, управленческое взаимодействие, специалисты именно этих областей должны владеть навыками эффективного оптимального общения.

В основе классификации затруднений в общении лежит их оценка с помощью которой можно определить ситуации затрудненного общения – от легких сбоев до уровня конфликта, приводящего к разрыву всех отношений между партнерами.

Литература по данной проблеме позволяет сделать вывод о том, что данный термин используется и в широком и узком смысле. В широком смысле он объединяет такие явления, как конфликты, барьеры, трудности, затруднения, сбои, препятствия, преграды. В узком смысле он фиксирует незначительные, легко преодолеваемые трудности общения без деструктивных последствий.

Ряд специалистов считает, что затрудненное общение относится к глобальному, интегральному феномену.

По мнению В.Н. Кунициной феномен затрудненного общения – это явление, представленное в сознании и переживании партнеров. Если говорить о причинах возникновения затруднения в общении, то на первое место специалисты ставят состояние напряженности, тревоги, эмоционального неблагополучия, дискомфорта и др.

Затрудненное общение рассматривается в нескольких плоскостях:

«Психология затрудненного общения» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
  • как социально-психологический феномен, который проявляется при взаимодействии и социальном общении;
  • как объективное явление, проявляющееся в несоответствии цели и выбранной модели общения;
  • как субъективное явление, проявляющееся в разных переживаниях человека, например, неудовлетворенные потребности, внутриличностные конфликты и др.



Рисунок 1.

Существует несколько классификаций трудностей, возникающих в общении:

  • объективные и субъективные трудности,
  • первичные (природные условия жизни, история формирования группы) и вторичные трудности (порожденные психогенными и социогенными воздействиями, осознаваемые, т.е. реально присутствующие в процессе общения и неосознаваемые, они представлены в сознании личности, но несуществующие реально),
  • ситуативные или устойчивые трудности,
  • межкультурные и культурно-специфические,
  • индивидуально-психологические, социально-психологические трудности.

Кроме этого существуют когнитивно-эмоциональные, мотивационные, инструментальные, вербальные и невербальные, а также социально-перцептивные, коммуникативные, интерактивные трудности.

Замечание 1

Таким образом, затрудненное общение – это социально-психологический феномен, отражающий широкий спектр явлений неэффективного общения.

Затрудненное общение и личность

Для личности существует определенная свобода выбора ситуаций и направление активности участия в них. Личность может выбрать любое направление активности, при этом она может отказаться от других направлений. Выбирая свое направление, личность оказывает влияние на возникновение конкретных ситуаций социальной практики. Поэтому изучение влияния общения, как на личность, так и личности на общение, является важным.

В таком подходе особенно нуждается психология затрудненного общения. В социальной психологии затрудненного и незатрудненного общения используются социально-психологические и психологические характеристики личности – это направленность, установки, система отношений личности, ценностные ориентации, стратегии взаимодействия, ролевые и статусные позиции личности, навыки и умения в области коммуникации, соответствие её поведения социокультурным и нравственно-этическим нормам.

Анализируя социально-психологические характеристики субъекта затрудненного и незатрудненного общения, можно сказать следующее:

  • Субъектом затрудненного общения является индивид, преобразовательная активность которого направлена на фрустрацию социальных потребностей. Характерным для него является искажение понимания себя и другого, отказ от рефлексии, смещение отношений, установок, неадекватные эмоциональные реакции, низкий уровень эмпатии. Последствиями являются сбои, трения, конфликты;
  • Индивид, выступающий субъектом незатрудненного общения, имеет достаточно развитые социальные способности и позитивные личностные качества. Характерными для него являются рефлексия собственных представлений, смещение отношений, установок, ценностных ориентаций в направлении личностного, субъектного отношения к себе и к другим, высокий уровень эмпатии. Результатом незатрудненного общения является взаимодействие, согласие, кооперация, сотрудничество.

Для исследования ситуаций затрудненного взаимодействия наиболее адекватным является подход, обозначаемый как «личность в ситуации» – он дает возможность полно отразить характеристики, существенные для ситуаций затрудненного взаимодействия:

  • существование барьера на пути достижения целей партнеров;
  • рост нервно-психического напряжения;
  • демонстрация непонимания;
  • сбои в интеракции, т.е. во взаимодействии людей с помощью вербальных и невербальных средств.

Вариантов субъектов затрудненного общения очень много, но, несмотря на это, общей их чертой является дисгармония внутреннего мира, что проявляется в рассогласовании мотивов, отношений, сложившихся образов и ожиданий.

Замечание 2

Собирательный портрет такого субъекта, составленный на основании базовых характеристик, – это субъект противоречивый, с постоянными внутренними конфликтами, тревожный или, наоборот, самодостаточный, агрессивный, стремящийся к личному превосходству во всем.

Затрудненное общение в юношеском возрасте

В детские и юношеские годы общение, как вид человеческой деятельности, лежит в основе развития растущей личности. При наличии проблем в этом виде деятельности появляются проблемы в её развитии, социализации и становлении.

По мнению В. А. Лабунской, показателем зрелости личности и успешности её в общении является личностная непротиворечивость ценностей. Ценностное отношение к другому человеку является фактором незатрудненного общения, а это значит, что в юношеском возрасте важно относиться к себе и к другим как к ценности.

Общение представляет самостоятельную ценность, поэтому в юношеские годы ему отводится большая роль. Молодые люди находятся в постоянной готовности к контактам, находятся в поиске общения со сверстниками, родителями, другими взрослыми.

В общении реализуется потребность переживания нового опыта, проба себя в новой роли.

Юношеское общение избирательно и характеризуется расширением сферы общения, а также углублением общения и индивидуализацией отношений, которая выражается в разграничении природы взаимоотношений с окружающими, высокой избирательностью и требовательностью.

Дружеские отношения становятся более тесными и глубокими, различаются друзья и приятели.

Чаще общение происходит за пределами школы и связано с новыми интересами.

Важным для молодых людей является не только быть вместе со сверстниками, но и занимать определенное положение, быть признанным – это и есть ведущий мотив.

Неумение добиться такого положения, по исследованиям И.С. Кона, становится причиной грубости, повышенной конфликтности, недисциплинированности. Из-за этих проблем в самоутверждении возникают трудности в общении.

Возникают дружеские отношения между юношами и девушками, появляются мечты о любви, желание эмоционального контакта, душевной близости, понимания. Причиной затрудненного общения в этом возрасте становится влюбленность.

Как считает А. Г. Самохвалова, в затрудненном общении существуют возрастные различия. Типичными трудностями общения являются коммуникативные – это робость, застенчивость, агрессивность, враждебность, замкнутость, неуверенность в себе, напряженность, неестественность, острое переживание одиночества.

Дата последнего обновления статьи: 07.04.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot