Психология труда — это раздел психологии, рассматривающий психологические аспекты трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков. Это направление является теоретической и методологической основой для психологии профессиональной деятельности.
Общие сведения о психологии труда
Показатель работоспособности специалиста постоянно меняется. Это происходит по причине воздействия множества факторов, имеющих стабильный и эпизодический характер. Их влияние непрерывно исследуется для установления соответствующих закономерностей, представляющих особенный интерес для формирования благоприятных условий труда.
В качестве объекта исследования психологии труда выступает человек, являющийся реальным и единственным субъектом трудовой деятельности. Предмет психологии труда — это психологические компоненты, побуждающие, направляющие и регулирующие трудовую активность субъектов. Они реализуют её через исполнительские действия, личностные свойства.
Разные отрасли промышленного производства обладают собственной спецификой, а труд в промышленности имеет общие особенности. Ученые считают, что перед психологией труда должны стоять 2 основные задачи на макроуровне:
- рост производительности и увеличение эффективности трудовой деятельности;
- гуманизация трудовой деятельности, необходимая для содействия развитию личности.
Помимо базовых задач психология труда концентрируется на более частных задачах. Среди теоретических (исследовательских) задач, можно выделить исследование следующих направлений:
- Особенности психических процессов (например, ощущение, восприятие, внимание, представление, память, мышление) в качестве регуляторов трудовой деятельности;
- Психические свойства субъекта трудовой деятельности;
- Закономерности развития личности в процессе труда;
- Проблема мотивации трудовой деятельности и др.
Прикладные задачи психологии труда включают процесс разработки процедур профотбора; оптимизацию процедуры профессиональной подготовки; психологическую рационализацию труда рабочих; формирование оптимальных режимов труда и отдыха и др.
Связь психологии профессиональной деятельности с психологией труда
Психология профессиональной деятельности является сравнительно молодой отраслью практической психологии. Ее предмет представлен фактами, закономерностями и механизмами внутреннего мира людей в процессе профессионального развития. Методолого-теоретическая часть этого направления основана на достижениях общей, возрастной и педагогической психологии, а также психологии труда.
Профессиональная деятельность, которую исследует и психология труда, и психология профессиональной деятельности, представляет собой социально-значимую деятельность. Для ее выполнения необходимы специальные знания, умения и навыки, а также профессионально обусловленные качества личности. Профессиональная деятельность, в первую очередь, включает трудовую деятельность.
Труд является целесообразной продуктивной деятельностью, которая характеризуется наличием определенного результата. Среди основных характеристик труда можно выделить целенаправленность, орудийный и общественный характер, материализацию в предмете труда и изменение предмета, изменение самого трудящегося человека.
Психология труда взаимодействует с психологией профессиональной деятельности. Психология труда — это область науки, направленная на формирование путей решения определенных задач, которые появляются в ходе трудовой деятельности человека. В рамках современного изучения психологии профессиональной деятельности используют экспериментальные, наблюдательные и опросные методы.
Методы психологии труда и психологии профессиональной деятельности практически одинаковы. Они направлены на решение задач профессиональной диагностики:
- Выявление уровня профессионализма;
- Определение потенциальных возможностей человека;
- Формирование соответствия профессии запросу и ожиданиям;
- Установка соответствия работника необходимым требованиям профессии и др.
Методологическая основа психологии профессиональной деятельности
Методы психологии профессиональной деятельности включают приемы и средства, которые помогают получить достоверную информацию. Она впоследствии применяется в построении научных теорий и разработке практических рекомендаций.
В своей основе методы опираются на общенаучный принцип объективности. Он обязывает создавать систему научного знания в строгом соответствии с психологической реальностью, что дает возможность уменьшить влияние на суждения о психике личных пристрастий, корпоративной солидарности и низкой степени подготовки тех, кто осуществляет исследование.
Роль того или иного психологического метода будет зависеть от показателя валидности, надежности и трудоемкости. Валидность метода способна отражать его адекватность и действенность. Она отражает точность измерения данным методом, а также то, в какой степени психологический метод является адекватным исследуемой проблеме. Проверка валидности метода представляет собой валидизацию.
Надежность метода относится к постоянству и устойчивости результатов, которые получены благодаря данному психологическому методу. Проявление трудоемкости метода происходит на уровне сложности его реализации, времени подготовки специалистов.
Самые распространенные методы в современной психологии труда и профессиональной деятельности являются наблюдение, эксперимент и опрос. В рамках психологии профессиональной деятельности данные методы в основном используют в зависимости от задач профессиональной диагностики.
Среди задач можно выделить формирование наличного уровня профессионализма у работника, установку его соответствия требованиям профессии и соответствия профессии запросам индивида, определение профессиональных потенциальных возможностей личности. С помощью методов оказывается помощь конкретным работникам в использовании их реальных профессиональных возможностей.