Психология ребенка в младшем школьном возрасте
Младший школьный возраст представляет собой период жизни детей возрастом от 6 до 11 лет, которые учатся в 1 - 4 классе начальной школы.
Младший школьный возраст является важным периодом формирования личности ребенка. На данном этапе он знакомится с учебой, которая является новым для него видом деятельности, а также к него формируются взаимоотношения со взрослыми и ровесниками в рамках коллектива. Этот период позволяет сформулировать отношение ребенка к людям, коллективу и учебе, принять новые обязанности, формирует характер и волю.
Учебная деятельность приобретает статус основного и обязательного вида деятельности ребенка. Она представляет собой вид деятельности, который направлен на формирование теоретических предметных, межпредметных и метапредметных знаний, навыков и умений в определенных сферах общественной деятельности.
Мотивация детей младшего школьного возраста
Главной трудностью в процессе учебной деятельности является мотивация ребенка младшего школьного возраста. Зачастую основной мотивацией может служить получение высоких оценок, так как это является базисом поощрения взрослых и предметом гордости. Также существуют и другие мотивы. Рассмотрим их подробнее.
Внутренние мотивы.
Их подразделяют на познавательные и социальные:
- Познавательные мотивы представляют собой мотивы, которые касаются содержания или структуры учебной деятельности. Например, стремление овладеть определенным навыком или стремление получить новую информацию;
- Социальные мотивы я вляются мотивами, которые не связаны с учебной деятельностью, но имеющими на нее непосредственное влияние. Например, стремление получить поощрение взрослых, стремление в успешности, стремление быть полезным коллективу и т.д.
Социальная мотивация является движущей мотивацией у детей младшего школьного возраста. Дети, которые хорошо учатся, зачастую заинтересованы в достижении успеха. Другие дети стараются избегать плохих оценок, так как они влекут за собой негативные последствия, к примеру, недовольство родителей.
Внешние мотивы.
Они предполагают получение высокого результата не из-за стремления к знаниям, а из-за какой-либо награды или материального вознаграждения. Полученные оценки влияют на учебную мотивацию ребенка. Они могут стать причиной эмоциональных переживаний и формируют самооценку ребенка. Часто у отличников складывается завышенная самооценка, а у детей, имеющих неудовлетворительные результаты, возникает неуверенность в себе и своих возможностях.
Кризис 7 лет
Прежде чем перейти от дошкольного детства к младшему школьному возрасту ребенок проходит кризис 7 лет. Здесь формируется новая стадия самосознания, т.е. осознание социального «Я». Ребенок начинает осознавать себя с позиции школьника, ученика и одноклассника. Игра отходит на второй план, большую ценность теперь представляет учебная деятельность, которая поощряется взрослыми.
Ребенок уже может относительно адекватно оценивать последствия своих поступков, а также может регулировать свое эмоциональное состояние. Он не стремится показать, что ему плохо.
Во время кризиса у ребенка может обостриться такое поведение, как кривляние, манерность, капризность, конфликтность и т.д. Как только описанные проявления начинают угасать, кризис завершается, и ребенок переходит в новый возраст.
Формирование новых качеств психики младшего школьника
Процесс учебной деятельности позволяет ребенку сформировать и развивать новые качества психики, такие как:
- Произвольность - определяет способность осознания и овладения своего поведения и управление им. В процессе учебной деятельности необходимо осуществлять преднамеренное, произвольное запоминание и воспроизведение какой-либо информации, которое отличается от непроизвольного тем, что носит целенаправленный и обусловленный характер.
- Внутренний план действий - представляет собой способность личности, объединяющая в себе ряд интеллектуальных способностей, таких как способность ставить цели, не отвлекаться от цели на другие задачи и находить решение проблемы. Обычно к четвертому классу способность следовать внутреннему плану достигается у 70% школьников младшего возраста.
- Рефлексия - ребенок начинает осознавать цель учебной деятельности, понимает учебные задачи и действия, необходимые для их решения. Школьник младшего возраста может сопоставлять свой полученный результат с поставленной целью, обдумывает достиг ли он цели и по каким причинам не достиг.
Когнитивные процессы развития младшего школьника
На данном этапе развития ребенка преобладающий вид мышления сменяется другим, т.е. абстрактно-логическое мышление начинает играть главную роль взамен наглядно-действенному мышлению. Школьник учится воспринимать абстрактные образы, складывать их в единый абстрактный образ и наделять его смыслом. Так из абстрактных букв, ребенок составляет слова, которые имеют смысловое значение.
Стоит отметить, что на начальных этапах указанного возраста ребенок не может контролировать свое внимание и отвлекается на внешние впечатления. Произвольное внимание ребенка младшего школьного возраста формируется постепенно в процессе учебной деятельности и достигает своего пика к возрасту 10-11 лет.
Развитие произвольной памяти также происходит постепенно. Школьник ставит себе задачу запомнить определенную информацию и воспроизвести ее. Для осуществления задачи он использует различные стратегии, такие как повторение, мнемоническая обработка, создание умственных образов, организация материала и т.д. Так от механического заучивания осуществляется переход к логической памяти.
Для младшего школьного возраста характерно развитие устной и письменной речи. Учебная деятельность ориентирована на формирование развернутой, произвольной и грамотной речи ребёнка.
В заключении следует отметить, что в младшем школьном возрасте дети не только развивают социальную сферу деятельности, но и важные познавательные психические процессы.