Сущность профессионального общения
Успешность любого дела зависит не только от качества товара или услуги, но и в значительной степени от владения искусством профессионального общения.
Общение понимается как процесс взаимодействия людей, идеальной задачей которого выступает принятие друг друга как бесспорной ценности, а прагматическими задачами ‒ обмен информацией, чувствами, действиями, образцами поведения на базе взаимного интереса и душевного расположения между участниками.
Таким образом, общение можно рассматривать как фактор, оптимизирующий любой процесс и тем самым позволяющий качественно решать всевозможные социальные, профессиональные образовательные задачи.
Эффективное общение ‒ это искусство, но есть возможность ему обучаться. Владение искусством профессионального общения считается весомым компонентом профессиональной компетентности сотрудников и руководителей организации, важным и нужным условием эффективности их деятельности в профессиональной сфере.
Профессиональное общение ‒ это социально-важная совместная деятельность на основании профессиональных компетенций, которая подразумевает скоординированность действий, принятие и понимание каждым ее участником специфики, целей и задач данной работы, собственной роли и собственных возможностей по ее осуществлению.
В отличии от обыденного, бытового, общение в профессиональной сфере подкреплено нормативными актами, регламентировано на культурном уровне и зачастую носит вынужденный характер. С соответственной спецификой его применяют предприниматели, политики, педагоги, юристы, медицинские работники и т.д.
К профессиональному общению относят деловое, юридическое, управленческое, педагогическое и ряд других, каждое из которых, в свою очередь, можно подразделить на прямое, которое осуществляется при непосредственном контакте, и косвенное, когда между партнерами имеется пространственно-временная дистанция.
В рамках психологии управления под профессиональным общением рассматривается преимущественно управленческое и деловое общение.
Функции профессионального общения
Выделяют следующие ключевые функции профессионального общения
- Контактная функция заключается в установке между партнерами по деловой коммуникации контакта как состояния взаимной готовности к передаче и приему профессиональных сведений, поддержанию взаимосвязи в форме неизменной взаимоориентированности.
- Информационная функция имеет место быть в обмене сообщениями, т.е. в передаче-приеме каких-либо сообщений в ответ на запрос, а также обмен суждениями, замыслами, заключениями, предложениями и т.д.
- Побудительная функция отображается в ходе стимуляции активности партнера по профессиональному общению, обращенной на исполнение им нужных действий.
- Координационная функция проявляется во взаимном согласовании и ориентировании при разработке совместных действий.
- Функция понимания имеет задачей не только адекватное понимание и восприятие смысла сообщенной информации, но и понимание партнерами друг друга (установок, целей, переживаний, состояний и т.д.).
- Эмотивная функция имеет место быть в переживании человеком своих отношений с людьми, а также в эмоциональной связи с реальностью. Так возникает симпатия-антипатия, любовь-ненависть, дружба-вражда.
- Функция установления отношений выражается в фиксировании и осознании собственного места в концепции ролевых, деловых, статусных, межличностных и других связей сообщества, в котором осуществляется профессиональное взаимодействие партнеров.
- Функция оказания воздействия отображается в изменении состояния, поведения, смысловых и личностных образований партнера, в том числе его намерений, установок, мнений, решений, представлений, потребностей, действий, активности и т.д.
Необходимо принимать во внимание, что приведенные функции должны рассматриваться не только как процессы, которые составляют поток общения, но и как определенные частные цели взаимодействия с партнером по корпоративной профессиональной деятельности. Если какая-либо функция по тому или другому основанию не осуществится, в ходе общения возникают барьеры, сбои.
Культура и речь в профессиональном общении
Профессиональная культура включает владение специальными профессиональными навыками и умениями, поведенческой культурой, эмоциональной, корпоративной культурой речи и культурой профессионального общения.
Специальные навыки складываются в ходе профессиональной подготовки. Поведенческая культура формируется в согласовании с этическими нормами принятыми в данном обществе. Эмоциональная культура включает способность регулировать собственное психическое состояние, осознавать состояние собеседника эмоциональном уроне, управлять собственными эмоциями, убирать волнение, одолевать нерешительность, определять эмоциональный контакт.
Общая культура речи предусматривает требования и нормы к речи в любых моментах общения, культура общения на профессиональном уровне определяется перечнем дополнительных по отношению к общей речевой культуре требований.
В культуре общения профессиональной сфере становится в особенности высокой роль психолого-социальных характеристик речи, таких как согласованность речи, эмоциональной отзывчивости собеседника, профессиональная ориентированность речи, согласованность речи с социальными ролями.
Речь считается средством получения, осуществления, формирования и передачи навыков в профессиональной сфере.
Культура профессиональной речи включает:
- владение терминологией предоставленной специальности;
- способность выстраивать выступление на профессиональную тему;
- умение реализовать профессиональный диалог и возможность им управлять;
- умение общаться с неспециалистами по проблемам профессиональной деятельности.
Знание терминологии, способность определять связи между известными прежде и новыми терминами, способность применять научные термины и понятия в анализе ситуаций на производстве, знание отличительных черт стиля профессиональной речи составляют лингвистическую компетенцию в общении на профессиональном уровне.
Способность контролировать эмоции, ориентировать диалог в согласовании с нуждами профессиональной деятельности, следование этическим норм и требованиям этикета заключают поведенческую компетенцию. Коммуникативное поведение предполагает такую организацию речи и соответственного ей речевого поведения, которые воздействуют на формирование и поддержание психолого-эмоциональной атмосферы общения с коллегами и клиентами, на характер взаимоотношений участников процесса производства, на стиль их работы.
Общение на профессиональные темы в любой сфере предполагает не только четкое использование понятий и знание стоящих за ними терминов, но и следование общим нормам культуры речи. Адресованность речи специалистам не отменяет потребности следить за её соответствием нормам литературного языка.