Наказание в психологии – это средство педагогического или психологического воздействия. Его используют, как правило, в ситуациях, когда дети в ходе воспитания и обучения не выполняют установленные правила или требования.
Психологический смысл наказания
Психологический смысл наказания заключается в том, что педагогу необходимо добиться не послушания любой ценой, а личностной активности воспитанников, исправления ошибок и работы над собой. Таким образом, испытав наказание, ребенок должен понять, осознать, раскаяться и больше так не поступать.
Перед взрослыми, включая родителей и педагогов, стоит задача воспитать детей так, чтобы их поведение соответствовало общественным нормам и требованиям. По традиции для привития соответствующих социально приемлемых, но ограничивающих свободу человека навыков применяется система кнута и пряника (наказания и поощрения).
Наказание представляет собой метод педагогического воздействия. Он концентрируется на торможении негативных проявлений ребенка или взрослого человека. Наказывающее лицо использует при этом отрицательную оценку поступков личности, порождение чувства вины, стыда и раскаяния.
Основными формами наказания являются:
- Замечание,
- Лишение удовольствия,
- Порицание,
- Отсутствие одобрения,
- Лишение или ограничение прав,
- Наложение дополнительных обязанностей,
- Исключение из определенного общества (например, перевод ребенка в другую школу или перевод в другой класс).
Наказания родители используют в соответствии с теми целями, которые они ставят перед собой в качестве воспитателей. Если они считают, что дети сами вправе решать свою судьбу, то они, как правило, не настаивают на жёстких мерах воздействия. Такие воспитатели предоставляют ребенку возможность самому испытать последствия своих действий (учиться на собственных ошибках). Но если взрослые считают, что ребенку нужно достичь многого, при этом они точно знают, чего именно, то, безусловно, они начинают брать за основу более жёсткие инструменты воспитания.
Часто дети после очередного скандала могут пообещать самим себе, что когда вырастут, то никогда не будут поступать со своими детьми так же, как поступали с ними родители в конфликтной ситуации. Но, вырастая, чаще всего вони ловят себя на том, что начинают делать именно то, чему так противилась детская душа. Надежда на то, что любовь и добрые слова матери или отца обеспечивают идеальные отношения с детьми, быстро разрушается практически у всех. Дети часто проявляют упрямство и могут быть несговорчивыми, ведут себя вызывающе, на них не действуют слова, которые кажутся взрослым убедительными.
Наказание и поощрение в теории научения
Показатели наказания и поощрения рассматривались в качестве методов научения соответствующему поведению. Они определялись в рамках бихевиоризма как направления психологии, возникшего в США в конце19 — начале 20 века.
Сегодня принято выделять 3 базовых категории научения, которые отличаются в зависимости от степени активности организма:
- Реактивное поведение;
- Оперантное обусловливание;
- Когнитивное (познавательное) научение.
Научение является психологическим термином, который обозначает именно процесс привития навыка. Категория обучение обладает более широким смыслом, который дополнительно включает институты. В них происходит процесс научения (например, школа, техникум, колледж, ВУЗ).
Наиболее распространенным считается научение, о котором люди даже не могут догадаться. В этом случае привыкание является одним из типов реактивного научения, представляя собой не активные действия индивида, а его реакцию на внешние воздействия.
Для воздействия на ребёнка и изменения его поведения, родителям необходимо определить способ, связанный с активностью самого ребёнка. Этот способ и заключается в оперантном обусловливании. Оно представляет собой активное поведение, которому люди или животные обучаются в соответствующей ситуации. Категория «обусловливание» предполагает, что обучение некоторым действиям должно осуществляться в определённых условиях. Условие при этом может быть тем, что последует за действием (результат, к которому приведёт действие).
Такой тип научения дает возможность использовать наказание и поощрение, позволяя организму производить изменение своих действий в зависимости от последствий, которые оно порождает. Часть последствий увеличивает вероятность повторения данного поведения в будущем. Их называют подкреплением. Другие последствия способны снижать вероятность повторения, и их называют наказанием.
Особенности положительного и отрицательного подкрепления
Положительное подкрепление — это событие, которое сочетается с каким-либо действием и ведет к росту вероятности его повторения. Например, похвала, которую ребенок услышал после уборки дома, увеличит вероятность того, что он повторит ее ещё раз, а негативное замечание, что уборка проведена плохо, снизит такую вероятность.
Отрицательное подкрепление — это негативная реакция, которую ребенок или животное предпочтут исключить. В качестве примера такого подкрепления выступает ситуация, когда дети вынуждены выполнять некую работу лишь с той целью, чтобы избежать наказания или нарекания со стороны взрослых людей. Например, ребенок начинает мыть посуду для того, чтобы не услышать привычных нотаций со стороны родителей.
Необходимо отличать подкрепление и наказание, рассматриваемые в рамках бихевиоризма, а не в бытовом понимании данного слова. Наказание представляет собой событие, которое приводит к исчезновению того или иного поведения. В этом случае подкрепление, даже негативное, состоит в вероятности появления поведения, которая ещё раз только увеличивается.
Наказание приводит к исчезновению реакции, при этом следствие негативного подкрепления представлено обучением с помощью избегания. Например, нежелательное поведение — это курение подростков. После наказания ребенок может прекратить курить, а после негативного подкрепления он исключит встречу с родителями, когда курит, и начнет тщательно скрывать от них данный факт (не бросив при этом пагубную привычку).