Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Психологические работы с детьми, подвергшимися насилию

Все предметы / Психология / Психологические работы с детьми, подвергшимися насилию

Основные типы насилия

Дети, подвергшиеся насилию, зачастую испытывают проблемы во взрослой жизни, так как пережитый ими травмирующий опыт запускает определенные негативные жизненные сценарии или является предпосылкой для формирования специфических семейных отношений.

Проблема насилия над детьми является весьма актуальной в настоящее время. В современном обществе нет однозначной оценки физическим наказаниям. В нашей культуре такие способы физического наказания как шлепок, подзатыльник или наказание ремнем не считаются физическим насилием, а воспринимаются как нормальная форма воспитания. Также не существует единого мнения по этому поводу у педагогов. Одни считают такое наказание допустимым, а другие недопустимым. Таким образом, ребенок зачастую может считать проявляемое к нему насилие как наказание, которые он заслуживает и никому об этом не жаловаться.

Выделяют четыре основных типа насилия:

  • Физическое насилие. Представляет собой любое неслучайное нанесение телесных повреждений ребенку;
  • Сексуальное насилие. Включает в себя действия, которые направлены на побуждение или поощрение ребенка совершать прикосновения сексуального характера к телу взрослого или ребенка, принуждение к обнажению, вовлечение в сексуальный контакт;
  • Пренебрежение. Выражается в неспособности родителя или другого человека обеспечивать соответствующий уход за ребенком, который включает в себя обеспечение едой, одеждой, жильем, образованием, защитой, присмотром, медицинской помощью;
  • Психологическое насилие. Включает в себя унижение, оскорбление, издевательство, высмеивание ребенка.
Замечание 1

Иногда ребенок может быть подвержен сразу нескольким типам насилия.

Особенности психологической работы с жертвами насилия

Единой формы работы с детьми, подвергшимися насилию, не существует. Однако, очевидным фактом является то, что детям, пережившим длительное насилие, необходима длительная помощь.

Готовые работы на аналогичную тему

Главной задачей психолога является уменьшение или устранение у ребенка травматических переживаний. Он должен постоянно демонстрировать ребенку свою заботу, стремиться установить с ним контакт. Зачастую ребенок будет проверять различными способами степень заботы о нем психолога.

В процессе консультирования психолог должен помочь ребенку избавиться от чувства неполноценности, ущербности, вины, способствовать формированию адекватной самооценки. Ребенок в результате должен понять, что забыть прошлый негативный опыт нельзя, однако, можно продолжать жить, невзирая на него.

Наиболее эффективным вариантом консультирования является консультирование в игровой комнате, а не в кабинете или классе, так как это может помочь снять напряжение у ребенка, у него складывается чувство большей безопасности. Как правило, игровая деятельность детей, подвергавшихся насилию, отражает сформированные поведенческие проблемы.

У детей, переживших сексуальное насилие, присутствует устойчивое чувство вины, которое препятствует обсуждению проблемы с психологом. Они могут полагать, что сами виноваты в насилии по отношению к ним, либо считать, что они должны были что-то сделать для его предотвращения. Дети бояться вопросов на эту тему, и реакции взрослого, поэтому при консультировании необходимо избегать направляющих вопросов. Также в этом случае с осторожностью нужно применять групповое консультирование, так как стыд может не позволить жертвам высказать свои чувства при сверстниках.

Консультирование ребенка, пережившего насилие

Перед тем как задавать вопросы о пережитом насилии психологу необходимо установить контакт с ребенком и доверительные отношения с ним. В этом случае ребенок будет искренним и станет рассказывать все более подробно. Ребенку будет легче говорить о насилии, если психолог будет добрым, заботливым и внимательным к нему.

Во время беседы психолог ставит перед собой две задачи:

  1. Завоевать доверие ребенка;
  2. Получить максимальное количество информации.

Стоит отметить, что психолог должен учитывать возраст ребенка и его интеллектуальные способности.

Начать беседу с ребенком можно несколькими способами. Наиболее эффективным является предложение вместе поиграть. В процессе игры можно будет задать вопросы о семье, друзьях и т.д. и только потом постараться объяснить цель. Также можно пойти от обратного, т.е. в начале сообщить цель и далее перейти к играм или общим темам. Это наиболее целесообразно при работе с более взрослыми детьми. Однако, стоит отметить, что для уменьшение напряжения начать разговор стоит с нейтральных тем, таких как хобби, увлечения, семья, школы и т.д.

Как правило, ребенку трудно объяснить словами пережитое насилие. Гораздо легче он выражает это своим поведением или действиями. К наиболее распространенным вариантам относят игры с куклами, рисование, рассказывание историй и т.д.

Очевидным фактом является то, что дети, пережившие насилие, испытывают чувство страха при взаимодействии с незнакомым человеком. Это может привести к формированию недоверия к специалисту и негативным ожиданиям. Поэтому при работе с детьми с повышенной тревожностью в течение первых двух сессий можно применять игротерапию.

После того как контакт с ребенком установлен, психолог наблюдает за ребенком в течение консультирования. Это позволяет провести оценку его психологического состояния каждой сессии. Например, выбор игрушки и наблюдение за тем, что ребенок делает с этой игрушкой, может дать достаточное количество важной информации.

Общий алгоритм консультирования выглядит следующим образом:

  1. Определение проблемы посредством активного слушания. Важным моментом является то, как психолог слушает ребенка;
  2. Уточнение ожиданий ребенка. Психолог должен объяснить ребенку, каким его ожиданиям он может соответствовать;
  3. Уточнение шагов, которые были сделаны для решения проблемы. Для уточнения шагов необходимо использовать преимущественно вопросы открытого типа;
  4. Поиск новых путей решения. Специалист должен предложить ребенку поискать как можно больше вариантов решения проблемы;
  5. Заключение договоренности о попытке реализации одной из идей решения проблемы. При этом важно чтобы она была реалистичной;
  6. Завершение сессии. Психолог просит ребенка сделать выводы о встрече. К примеру, к чему они пришли и какие планы составили.
Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Анастасия Владимировна Ширко

Эксперт по предмету «Психология»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис