Психология ненасилия — это раздел психологии, который исследует механизмы ненасильственного взаимодействия человека с окружающими людьми, природой, обществом, миром в целом. Основная цель психологии и педагогики ненасилия состоит в воспитании людей на ненасильственной основе.
Понятие ненасилия как общечеловеческой ценности
Насилие и ненасилие представляют собой этическую пару понятий, которые отражают способ отношения людей к миру, включая природу, все живое, других людей. Это происходит с позиции реализации идей добра и зла в качестве нравственных законов, которые регулируют жизнедеятельность человека.
Насилие является формой принуждения со стороны одного человека (группы людей) по отношению к другому человеку (группе людей). Оно используется для получения (сохранения) определенной выгоды (привилегий), завоевания господства в политике, экономике и других сферах.
Ненасилие считается идеологическим, этическим и жизненным принципом. Его основа состоит в признании ценности всего живого, включая жизнь человека. Оно отрицает принуждение, которое используется при взаимодействии человека с окружающим миром, природой и другими людьми. Ненасилие не рассматривает принуждение в качестве способа решать политические, нравственные, экономические и межличностные проблемы и конфликты. Оно не предполагает утверждения и усиления способности всего живого к положительному проявлению себя.
Ненасилие имеет несколько особенностей, которые проявляются в принципах:
- Идеологический,
- Этический,
- Жизненный.
Принцип ненасилия имеет идеологический характер, поскольку что другим образом дает возможность оценить отношение людей к миру. Этот принцип способен выступать в роли объединяющего и консолидирующего положения. Его основа заключается не в разрушении, а в терпимости и созидании.
Этический принцип напрямую определяет характер отношений людей между собой, показывая также их отношение к миру в целом. Здесь ненасилие регулирует отношения таким образом, что выбор принуждения и насилия становится безнравственным. Жизненный принцип основан на признании жизни в качестве высшей ценности в любых формах и проявлениях.
Цели и задачи психологии ненасилия
Первоначально категория «психология ненасилия» понималась как объединительный принцип всех людей, которые выступают против различных форм принуждения. Постепенно происходило развертывание теоретических и экспериментальных исследований (например, в сфере обучения и воспитания дошкольников и школьников на ненасильственной основе), поэтому направление приобрело черты самостоятельного раздела психологии.
Основная цель психологии ненасилия состоит в определении положений, позволяющих людям существовать на ненасильственной основе и в духе миролюбия. Она помогает начать уважать права и достоинства других людей, бережно относиться к природе и всему живому, решать конфликты без использования открытой и скрытой формы принуждения.
Психология ненасилия призвана решать несколько задач, которые соответствуют выше обозначенной цели:
- Воспитание у людей духа ненасилия и миролюбия с помощью развития отрицательного отношения к войне, способности к международному и межнациональному сотрудничеству и пониманию;
- Пропаганда ненасильственных методов решения социальных конфликтов, ненасильственного отношения к живому миру;
- Развитие гуманного отношения к другим людям, включая самого себя;
- Развитие умения ненасильственными способами решать межличностные и внутриличностные конфликты.
Психология ненасилия позволяет гуманизировать процесс обучения и воспитания, а также взаимодействия взрослых и детей. Вместе с педагогикой она объединила существующие методы и формы работы в учебных заведениях, определяя позитивные отношения между взрослыми и детьми.
Использование идей педагогики и психологии ненасилия в образовании
Самым благоприятным для решения большей части задач педагогики и психологии ненасилия считается дошкольный возраст. Это связано с тем, что у детей сохраняется высокая восприимчивость к социальным воздействиям. С другой стороны, дошкольники теряют непосредственность, у них развиваются элементы произвольности, самосознание, внутренние этические инстанции.
Психология ненасилия должна пропагандироваться с дошкольного возраста, так как именно в этот период у ребенка возникает иерархия мотивов, формируется способность обобщать переживания. Эти процессы в целом способствуют достижению соответствующей степени сознательности и самостоятельности в проявлении активности.
Дошкольники весьма чувствительны к миру человеческих отношений, поэтому остро реагируют на изменение отношения к себе. По этой причине в дошкольных учреждениях необходимо сформировать условия для развития способности к ненасильственному взаимодействию со сверстниками и взрослыми людьми.
Психология ненасилия должна приниматься к вниманию педагогов, предусматривая работу не только с детьми, но и с родителями. Центральную роль в этом деле играет осуществление специальных занятий с детьми, в основе которых должны лежать следующие положения:
- Обучение позитивному отношению к себе, принятию себя, видению в себе разнообразных качеств, осознание их на доступном для возраста уровне;
- Развитие умения давать адекватную оценку результатам деятельности, собственным умениям и свойствам личности;
- Обучение и развитие уверенности в себе в качестве основы автономии и независимости личности, базы для положительного решения конфликтов, продуктивной коммуникации и умения строить взаимоотношения.
Для человека, который практикует ненасильственное взаимодействие во взаимодействии с людьми, присущ оптимистичный взгляд на жизнь. Такие люди имеют позитивный эмоциональный фон и проявляют способность к сопереживанию. Отношения ненасилия могут конкретизироваться с помощью дружелюбия в противовес враждебности, доброты в противовес озлобленности, любви в противовес ненависти.