Психология межличностных отношений
Межличностные отношения – это совокупность связей, которые складываются между людьми, в форме суждений, обращений друг к другу, в форме чувств.
Межличностными отношениями являются понимание людьми друг друга и восприятие, привлекательность, взаимодействие и в частности ролевое поведение.
Для межличностных отношений характерны когнитивный, эмоциональный, поведенческий компоненты. Что касается когнитивного компонента, то к нему относятся все познавательные психические процессы – ощущения, восприятие, память, мышление, представление, воображение. С помощью когнитивного компонента познаются индивидуально-психологические особенности партнера по совместной деятельности, а также взаимопонимание.
К основным характеристикам взаимопонимания относится адекватность и идентификация. Под адекватностью понимается точность психического отражения личности, а идентификация – это отождествление индивидом своей личности с личностью другого.
Вторым компонентом межличностных отношений является эмоциональный компонент, включающий переживания положительные или отрицательные, которые могут возникнуть в процессе межличностного общения. К ним относятся симпатии и антипатии, удовлетворенность собой или партнером, удовлетворенность работой, эмпатия как эмоциональный отклик в виде сопереживания, сочувствия, соучастия относительно другого человека.
Следующим является поведенческий компонент, включающий мимику, жестикуляцию, пантомиму, речь и действия, выражающие то или иное отношение человека к другим людям. В регулировании взаимоотношений поведенческий компонент играет ведущую роль.
Насколько межличностные отношения эффективны, можно судить по состоянию удовлетворенности или неудовлетворенности группы или отдельных её членов.
К видам межличностных отношений относятся: производственные отношения между сотрудниками при решении целого ряда задач – производственных, хозяйственных, учебных, бытовых.В производственных отношениях правила поведения сотрудников по отношению друг к другу закреплены. Производственные отношения разделяются на вертикальные, возникающие между руководителями и подчиненными, горизонтальные, возникающие между сотрудниками с одинаковым статусом, отношения по диагонали – это отношения между руководителями какого-либо одного производственного подразделения и рядовыми сотрудниками другого подразделения.
Кроме производственных, взаимоотношения могут быть бытовыми, формальными, неформальными. Понятно, что бытовые взаимоотношения складываются не на трудовой деятельности, формальные закрепляются в официальных документах, а в основе неформальных взаимоотношений лежат симпатии или антипатии, авторитет и др.
Личные особенности человека – пол, национальность, возраст, темперамент, состояние здоровья, профессия, оказывают свое влияние на характер межличностных отношений.
Взаимоотношения людей в группах
Отношения людей в группе двоякие – деловые и личные, составляющие систему межличностных отношений.
Рисунок 1. Межличностные отношения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Формальные и неформальные отношения между собой тесно переплетаются и это важно понимать руководителю, поскольку от этого зависит психологический климат в трудовом коллективе.
В группе взаимоотношения людей зависят от того, как они воспринимают друг друга. Поскольку восприятие является активным творческим процессом, то личные особенности воспринимающего будут оказывать на восприятие значительное влияние.
Представления о другом человеке могут быть искажены, ученые эти типичные искажения называют психологическими эффектами.
В той или иной степени психологические эффекты могут влиять на ход общения. Среди них:
- «Эффект ореола», возникающий при первой встрече с человеком, первое впечатление о нем. Положительные качества человека могут переоцениваться, если первое впечатление было благоприятное и, наоборот, благородные поступки человека не замечаются, если первое впечатление было неблагоприятным;
- Психологический «эффект бумеранга», суть которого заключается в том, что передаваемая человеку неприятная информация или тот, кто её передает, могут переубедить и закрепить его в «заблуждении»;
- «Эффект края» означает, что в цепочке последовательно предоставляемой информации, крайние её звенья запоминаются лучше. Относительно общения это означает, что по отношению к человеку незнакомому первые впечатления оказываются особенно весомыми, а по отношению к знакомому – последние новости;
- «Эффект снисходительности», чаще всего наблюдающийся у людей, получающих постоянную эмоциональную поддержку от других, внутренне не уверенных в себе. Когда у человека нет уверенности в себе, он старается на бессознательном уровне принизить других, чтобы казаться себе выше;
- Эмпатия – способность эмоционально и правильно понимать другого, способность проникнуть в его внутренний мир и принять его с его мыслями и чувствами. Быть эмпатичным означает быть ответственным, сильным, активным и одновременно тонким и чутким;
- «Эффект контраста» является ещё одной ошибкой восприятия другого человека, застенчивый человек, например, воспринимает других как более раскованных и легких в общении, хотя на самом деле это может быть совсем не так.
Каждый член группы, таким образом, оценивает других и оценивается сам, поэтому отношения между членами группы не одинаковы – возможны неприязнь, односторонняя привязанность, равнодушие, что определяет положение члена коллектива в системе межличностных взаимоотношений.
Одни становятся популярными и авторитетными, а другие почти незаметными. Популярность связана с общительностью, доброжелательностью, большим кругозором, желанием прийти на помощь, в то время как непопулярность вызвана эгоизмом, лживостью, заносчивостью и др.
Положение человека в группе зависит ещё и от того, как свойства человека оцениваются в данном коллективе.
Коллектив – малая группа высшего уровня развития
Деятельность развитого коллектива имеет положительное значение для многих людей, а не только для его членов, что является особенностью его психологии.
В основе межличностных отношений лежит взаимное доверие людей, честность, открытость, порядочность, взаимное уважение.
Прежде чем стать коллективом, малая группа должна стать эффективной и успешно справляться с задачами, возложенными на неё.
Высокая мораль группы и условия для развития каждого её члена, способность к творчеству – тоже непременные условия для формирования коллектива.
С точки зрения психологии, малая группа будет считаться развитым коллективом, если в ней сложилась дифференцированная система деловых и личных взаимоотношений, в основе которых лежит высокая нравственность. Такие отношения будут коллективистскими.
Нравственность строится на нормах и ценностях общечеловеческой морали, а ответственность предполагает добровольное принятие коллективом моральных обязательств за судьбу каждого, независимо от того, является он членом коллектива или нет.
Члены коллектива свою ответственность подтверждают делом, объективно оценивают как удачи, так и неудачи, сознательно подчиняются дисциплине и не бросают дело на полпути.
Открытость коллектива – это его способность не только устанавливать, но и поддерживать отношения, строящиеся на коллективистской основе, для которых характерна контактность.
Организованность коллектива проявляется во взаимодействии его членов, в хорошей взаимозаменяемости, бесконфликтном распределении обязанностей.
Успешная работа коллектива зависит от того, насколько установлены доверительные взаимоотношения, как хорошо члены коллектива знают друг друга и состояние дел в коллективе, т.е. насколько члены коллектива информированы.
Если смотреть объективно, то таких малых групп, полностью отвечающих требованиям, почти нет.
Большая часть малых групп занимает промежуточное положение между слабо-и высоко развитым коллективом. Такие группы по отдельным социально-психологическим параметрам могут называться коллективом, а по другим параметрам довольно серьезно уступают.
Данные требования можно рассматривать как идеал, к которому каждая группа, чтобы стать коллективом, должна стремиться в процессе своего развития.