Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Психология межличностного общения

Функции общения

Определение 1

Межличностное общение – это взаимодействие одного индивида с другими.

В различных реальных группах межличностное общение неизбежно и закономерно. Общность людей при отсутствии контакта между собой не сможет осуществлять совместную полноценную деятельность, поскольку необходимое взаимопонимание не будет достигнуто, например, чтобы начать лечить больного человека, врач должен начать общение.

Общение относится к одной из основных сфер жизни человека и имеет многообразные виды формы.

В ходе общения формируются межличностные отношения.

Общение может быть:

  • непосредственным,
  • опосредованным с помощью технических средств, например, телефона,
  • в ходе профессиональной деятельности,
  • дружеским,
  • субъект-субъектным,
  • субъект-объектным.

Во время общения происходит обмен мыслями, чувствами, переживаниями, поэтому его роль постоянно возрастает. Помимо этого, количество людей, занятых трудовой деятельностью, связанной с общением, увеличивается.

Для общения характерен целый ряд функций.

Функции общения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Функции общения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Замечание 1

Общение – это решающее условие становления человека как личности. Общение оказывает большое влияние на психическое развитие, а при его значительном ограничении происходят необратимые процессы в пихике.

Ограничение контактов, как показывают проведенные исследования, снижают уровень развития познавательных способностей.

«Психология межличностного общения» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Отсутствие общения оказывает влияние и на здоровье человека, нарушения происходят в области восприятия, памяти, мышления, эмоциональных процессов и др. Здесь важно отметить, что серьезные нарушения в деятельности психики будут наблюдаться в условиях изоляции при отсутствии целенаправленной деятельности и гиподинамии.

Специальные исследования показывают, что человек, находившийся в условиях вынужденной изоляции, становится неуравновешенным, неуверенным в себе, тревожным, унылым, вялым и начинает говорить вслух, иногда просто сам с собой и через некоторое время находит себе собеседника.

Основная причина такого поведения человека – отсутствие общения и возможности для удовлетворения потребности в нем. Отсутствие реального межличностного общения, человек компенсирует тем, что представляет и воображает.

Результаты эффективности деятельности человека, его поведение, тоже в значительной степени зависят от того, действует он в одиночку или вместе с другими людьми.

Эксперименты психоневролога В.М. Бехтерева показали несомненные преимущества совместной деятельности, в ходе которой увеличивался объем знаний общающихся и исправлялись допущенные ошибки.

Общение является внутренним механизмом совместной деятельности – непосредственное общение помогает вырабатывать решения, которые прежде принимались отдельными людьми.

Сегодня разрабатываются специальные методы принятия групповых решений – это совещание, мозговой штурм, синектика, групповая дискуссия и др.

Влияние людей друг на друга в процессе общения

Вербальные, паралингвистические и невербальные психологические средства оказывают воздействие на психическое состояние, чувства, мысли, поступки человека.

К вербальным средствам относятся слова и люди, в основном, думают о том, что они скажут, т.е. думают о словах.

Однако правильнее думать надо о том, как произнести эти слова и какими действиями их сопроводить.

Хорошо известна американская формула Меграбяна, которая показывает, что 55% людей при первой встрече верят невербальным сигналам собеседника, паралингвистические сигналы воспринимает только 38%, а содержание речи – 7%.

Все последующие встречи это соотношение могут изменить, но не стоит недооценивать значение паралингвистических и невербальных сигналов.

Паралингвистический способ общения тоже связан с речью, но самой речью не является. Это сигналы, которые могут сопровождать речь, например, артикуляция, интонации, паузы, смешки, зевота, покашливание, фырканье и др.

В одних случаях эти сигналы усиливают или ослабляют действие произносимых слов, а в других случаях совсем изменяют их смысл.

Если, например, обещание дается уверенно и искренне, то человек этому верит, а если «скучающим» тоном, с нечаянной зевотой или пофыркиванием, то человек склонен усомниться в искренности такого обещания.

К несловесному способу общения относится невербальный способ. Невербальное общение предполагает расположение собеседников в пространстве, движение, жесты, позы, мимику, прикосновения друг к другу, направление взгляда, наклон головы во время общения, иногда обонятельные сигналы. К невербальным сигналам относится внешность человека, запах его духов.

Все невербальные сигналы тоже могут усиливать или ослаблять действие слов, могут изменять их смысл.

Человек, который предпринимает попытку влияния любым способом, является инициатором влияния, а тот, в отношении которого проявлена попытка влияния – адресат влияния.

Инициатива в процессе взаимодействия может переходить от одного к другому, но, тот, кто первым начал серию взаимодействий, останется инициатором, а второй – адресатом.

В ходе межличностного общения люди постоянно оказывают друг на друга взаимное влияние, поэтому в большинстве случаев каждый человек одновременно является и инициатором, и адресатом влияния.

Цели влияния

В межличностном общении влияние нацелено на то, чтобы удовлетворить с помощью другого человека свои мотивы и потребности.

Например, привычка доводить начатое дело до конца прививается не только потому, что это необходимо, а потому что воспитатель или родитель испытывает потребность формирования такой привычки.

Решение важной задачи, достижение поставленной цели, приводит не только к социально значимому результату, но и к реализации потребности добиться успеха.

Влияние, под видом пользы для общего дела, может быть направлено на удовлетворение личных потребностей.

В школе, учитель может использовать возможность влияния для удовлетворения собственной потребности в ощущении силы, испытать чувство удовлетворения от того, что ученик подчиняется его требованиям.

Каждый человек, ради удовлетворения своих потребностей, пытается оказать влияние на другого даже тогда, когда это не имеет никакой связи с учебными, воспитательными или профессиональными задачами.

Цели своего влияния на других многие считают продиктованными ради общего дела, а цели, связанные с иными потребностями часто скрываются самым тщательным образом, и они совсем необязательно могут быть корыстными.

Чтобы не прикрываться интересами общего дела, человек должен осознать истинные цели своего влияния и не делать попыток неконструктивного способа воздействия.

В процессе межличностного общения познание другого человека является и результатом, и условием общения.

Когда представление о человеке более полное и точное, тогда и способ поведения с ним выбирается более подходящий.

Выбираемый способ поведения зависит от уровня самооценки и уровня самопонимания. Проведенные исследования говорят о том, что межличностное общение будет затруднено при неадекватной самооценке, характер которой сказывается и на положении индивида в группе.

Дата последнего обновления статьи: 06.02.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot