Понятие о психологии как науке
Психология – это наука о закономерностях развития и функционирования психики человека, как особой формы его жизнедеятельности.
Психология как научное знание имеет особые качества, отличающие ее от других дисциплин и наук.
Изучением психологии как системы знаний занимаются немногие – те, кто решил в профессиональном плане заниматься психологией, а вот как система жизненных явлений психология знакома каждому человеку.
Каждый из нас знаком с ее основными понятиями и процессами – память, мышление, воображение, речь, эмоции и многое другое. Все эти явления каждый человек может отследить у себя и окружающих его людей.
Термин «психология» впервые появился в шестнадцатом веке и относился к науке, занимающейся изучением душевных или психических явлений. Эти явления любой человек мог обнаружить у себя самостоятельно в результате самоанализа и самонаблюдения.
Расширение сфер исследования психологии произошло ближе к семнадцатому – девятнадцатому векам и включила в себя еще и исследование бессознательных психических процессов и особенности деятельности человека, появляющиеся под их влиянием.
В двадцатом веке круг вопросов, изучаемых психологией, значительно расширился. Она стала самостоятельной и экспериментальной областью научных знаний, изучающей закономерности функционирования психики человека.
Предмет и объект психологии
Как же определить, что именно является предметом изучения психологии? Ведь сферы изучения очень обширны и в каждой из них рассматривается множество вопросов, касающихся особенностей функционирования психики.
Исследователями в области психологии был определен один предмет изучения психологии – это психика. Но было бы ошибочно считать, что это предмет узок и не раскрывает всей сущности психологии.
Психика включает в себя множество субъективных явлений:
- познавательные процессы - ощущения и восприятие, внимание и память, воображение, мышление и речь, с помощью которых человек познает мир.
- психические свойства и состояния, регулирующие общение человека с другими людьми и непосредственно управляющие его действиями и поступками. Это – мотивы, цели, интересы, воля, чувства и эмоции, склонности и способности, знания и сознание.
- особенности человеческого общения и поведения и зависимость их от психических явлений и обратная зависимость формирования и развития психических явлений от поведения и общения человека с окружающими.
С помощью познавательных процессов человек не просто познает и взаимодействует с окружающим миром и социумом, благодаря развитию этих процессов человек способен творить свой мир, удовлетворять свои потребности и желания, регулировать свое поведение в соответствии с целями деятельности.
Знание психологии человека и особенностей его психики позволяет объяснять те или иные поступки и определять особенности личности, которые, в свою очередь, помогают вытроить определенные стратегии личностного развития.
Свойства и состояния человека, особенности протекания психических процессов трудно осмыслить полностью в отрыве от учета особенностей условий жизни человека, от того, как он выстраивает свое взаимодействие с окружающим его миром (природой, социумом, самими собой)
Таким образом, и общение и деятельность также составляют предмет современных психологических исследований.
Каждая из представленных областей исследуется автономно и последовательно, с выделением основных понятий и закономерностей. Свойства и состояния человека, психические процессы, общение и деятельность разделены на отдельные блоки изучения, но при этом все исследователи сходятся во мнении, что они очень тесно связаны друг с другом, составляют единое целое, которое можно назвать жизнедеятельностью человека.
Объектом психологии являются определенные закономерности психики, как особой формы жизнедеятельности человека и поведения животных.
Эта форма жизнедеятельности в связи с ее многоплановостью также изучается в самых разнообразных аспектах, которые исследуются различными отраслями психологической науки.
Каждая из этих отраслей имеет свои определенные объекты в соответствии с предметом изучения:
- определенные нормы и патологии, проявляющиеся в психике человека;
- изучение различных видов конкретной деятельности человека;
- процессы развития психики человека и животных;
- формирование отношения человека к самому себе, обществу и т.д.
Основные методы психологии
Для успешного и эффективного решения всего спектра задач в любой науке разработанная система методов, средств, направлений, путей, приемов изучения того или иного явления или процесса.
Метод - это путь научного познания, с помощью которого изучается предмет науки.
Практическое осуществление и применение того или иного метода осуществляется с помощью использования определенных методик.
Методика – это один из вариантов частной реализации метода в конкретной ситуации в данных условиях.
Для организации и осуществлении эффективного и продуктивного исследования существует методология.
Методология – это систематизированное описание стратегии и тактики научного исследования. Методология определяет, что, как и для чего исследуется, как правильно и валидно интерпретировать полученные результаты и как использовать полученные данные исследования на практике.
В психологии можно выделить следующие группы методов исследования:
Субъективные, основывающиеся на самооценке испытуемых и на мнении исследователей о наблюдаемых процессах и явлениях. Данная группа включает в себя несколько типов исследования:
- наблюдение (внешнее, внутреннее, стандартизированное, включенное, стороннее);
- опрос (устный и письменный);
- тесты (тесты опросники, тесты задания, стандартизированные тесты);
- моделирование.
Объективные - естественный и лабораторный эксперименты, с помощью которых исследуются те или иные проявления психики