Целостная индивидуальность — это система, которая состоит из общих, особенных и единичных черт. Конкретизируя эту категорию, индивидуальность называют особой формой бытия человека в обществе. В ее рамках он живет и действует в качестве автономной и неповторимой системы с сохранением собственной целостности и тождественности в условиях постоянных внутренних и внешних изменений.
Общие вопросы исследования целостной индивидуальности
Цель дифференциальной психологии представлена исследованием механизмов развития и функционирования человеческой индивидуальности в качестве целостного феномена. Ее предмет – это изучение структуры индивидуальности. Таким образом, попытки анализа структуры отдельных психологических сфер (например, темперамента, личности и интеллекта) не дают возможности получать полное представление об индивиде.
Ограниченность информации, которая получена при рассмотрении только какой-то единственной психологической сферы, отлично осознается психологами. В качестве результата такого осознания могут выступать, например, теории множественного интеллекта. Они включают в состав интеллектуальных характеристик параметры социального взаимодействия (попытку определить общие механизмы регуляции для когнитивной и личностной сферы при исследовании когнитивных стилей).
Однако, как выяснили ученые, проще было осуществить расчленение «целостной» психологической структуры, чем объединить в одно полученные элементы и понять, как их интеграция формирует целостную индивидуальность. Вне зависимости от сложности проблемы, сегодня существует несколько моделей индивидуальности, которые позволяют представить ее как единую систему взаимосвязанных характеристик.
Многофакторная модель Дж. Ройса
В западной психологии одним из самых популярных стала модель Дж. Ройса и A. Пауелла. В соответствии с данной моделью любые человеческие свойства объединяются в суперсистему. Она предопределена шестью взаимодействующими системами:
Для каждой из них характерна общая черта всех свойств, которые входят в систему. Она представлена их связью с обработкой информации. Система — это иерархия подсистем, каждая из которых имеет собственную специфику в ходе обработки информации. Для каждой подсистемы характерно иерархическое построение.
Разноуровневость и иерархическая структура данных систем авторы теории определили на основе факторного анализа путем выделения факторов первого, второго и третьего порядка. Всего при формировании многофакторной системы индивидуальности они использовали около двух сотен факторов.
Рассматривая представленную модель, необходимо обратить внимание на то, что при ее описании ученые взяли за основу категорию «личность», а «не индивидуальность». Для них личность являлась высшей категорией, которая отражает общие психологические особенности. Считается, что об особенностях конкретного индивида судят по «индивидуальному профилю». Он заключается в специфическом сочетании свойств личности.
Отечественные модели индивидуальности
В российском психологическом знании исследование составляющих целостной структуры индивидуальности взяло начало в исследованиях С. Л. Рубинштейна. Этот ученый считал, что индивидуальность — это многоплановое образование, которое связано с психическими процессами и обусловлено ими. Они осуществляются на различных уровнях. По этой причине индивидуальность должна рассматриваться в комплексе или взаимодействии всех психических свойств.
По Рубинштейну индивидуальность можно определить в качестве совокупности внутренних условий, связанных воедино. С их помощью происходит преломление всех внешних воздействий. Внутренние условия — это объединение низших и высших специфических свойств, которые выполняют соответствующую приспособительную функцию в деятельности.
Они включают:
- Свойства ВНД;
- Способности;
- Система задач и мотивов;
- Личностные установки;
- Свойства характера, которые предопределяют поступки (действия, реализующие или выражающие отношение человека к другим).
Последующее развитие интегративная модель исследования целостной индивидуальности получает в работах Б. Г. Ананьева, который являлся руководителем одного из направлений анализа индивидуальных различий в нашей стране. Этот же ученый стал инициатором комплексного исследования индивидуальности, считая, что для понимания структуры психологических свойств требуется интеграция знаний об индивиде.
Труд Ананьева «Человек как предмет познания», опубликованный в 1969 году, посвящен теоретическому обоснованию комплексного подхода к анализу и изучению человека. Он предполагает возможность и необходимость исследования человека с позиции разных научных дисциплин. Принципиальным при таком подходе этот исследователь считал выделение в структуре индивидуальности природных и социально-детерминированных свойств.
Ананьев считал, что для построения схемы комплексного исследования необходимо принять во внимание принципы развития и структурного (генетического) единства психологических свойств. Первый из них предполагает, что психологические свойства, включая их структуру, меняются в качестве функции возраста. Смысл второго принципа заключается в том, что структура психологических свойств в любой момент развития становится одновременно и результатом всего прошлого развития, и основанием (потенциалом) для будущего развития.
Если учитывать данные принципы, то необходимо использовать лонгитюдную организацию исследований, когда группа испытуемых лиц неоднократно обследуется в течение определенного промежутка времени. В этом случае результаты исследований дают сведения о динамике происходящих изменений. Подобный подход не использует в многофакторных системах, поэтому они, вне зависимости от признания динамической природы свойств индивидуальности, предлагают статичный вариант для ее описания.