Воспитание — это управление процессом развития личности посредством целенаправленного формирования благоприятных для этого условий. В узком понимании воспитание является процессом обучения, защиты и заботы о детях, который призван сформировать у них систему личностных качеств, взглядов, убеждений.
Общие сведения о психологии воспитания
Психология воспитания представляет собой отрасль педагогической психологии, которая занимается исследованием закономерностей и механизмов внутренних психологических изменений. Они происходят в личности под воздействием целенаправленного воспитательного влияния.
Психология воспитания исследует механизмы, которые предопределяют перестройку качеств, чувств и отношений личности. Она рассматривает условия становления нравственных позиций личности, черт характера, особенностей поведения и привычек, потребностей и мотивов.
Проблема психологического воспитания, как и обучения, напрямую относится к проблемам развития личности, создавая базу для него. Так, биологизаторский подход к развитию рассматривал воспитание только в качестве внешнего фактора, который способен затормаживать или ускорять процесс спонтанного выявления соответствующих природных, наследственных психологических качеств.
Если взять за основу принятую в советской психологии концепцию развития личности, то воспитательные воздействия могут обеспечивать организацию реальной деятельности и поведения. При этом не просто действий изолированного субъекта, а деятельности людей, взаимодействующих между собой как субъекты (воспитания, самовоспитания).
Выбирая деятельность в процессе воспитания, необходимо обратить внимание на следующие факторы:
- Содержание,
- Формы организации (игра, обучение, труд),
- Коллективный характер.
Включение ребенка мигранта в сложную систему производственных и общественных отношений становится непростым и многоплановым процессом. Здесь важное место начинает занимать учет индивидуально-психологических особенностей воспитанника, а также его прошлый трудовой и социальный опыт. Перед педагогами с первых дней приема мигрантов стоит задача, направленная на исследование особенностей учащихся.
Психологическое воспитание детей мигрантов и их адаптация
Психологическое воспитание детей мигрантов в России и Европе связано с таким феноменом как адаптация. Она может проявляться на биологическом и социально-психологическом уровне. Биологическая составляющая включает адаптацию организма к устойчивым и меняющимся условиям среды.
Социально-психологическая адаптация является приспособлением детей как социальных существ к нормам, условиям и принципам нового общества.
Человек адаптируется как биологическое существо, но при этом может не суметь адаптироваться с социальной точки зрения. Принято отличать 2 типа адаптационного процесса. Первый из них характеризуют преобладанием активно-инициативного воздействия на социальную среду. Ребенок, который прибывает на новое местожительство, старается поменять все, делая окружающий мир комфортным для себя. В этом случае отмечается адекватное восприятие себя и своих ролей.
Второй тип определяют в качестве пассивного. У него преобладает конформистская ориентация. Здесь конформное и отрешенное принятие требований и норм новой социальной среды ведет к дезадаптации и переживанию дискомфорта. У ребенка появляется неудовлетворенность и ощущение неполноценности.
Особенности психологического воспитания детей мигрантов
В разном возрасте дети-мигранты по-разному будут реагировать на кардинальные перемены в обстановке. Так, в 12-13 лет адаптация проходит более успешно, чем в более позднем возрасте. Большое влияние на этот процесс оказывают способности ребенка - считается, что чем выше его интеллект, тем ему проще усвоить новый язык и привыкнуть к новым условиям. Как правило, ребенок, который попадает в чужое языковое пространство испытывает большой стресс.
На психологическое воспитание детей мигрантов оказывает влияние «языковой шок». Каждый ребенок реагирует на новый язык и среду по-разному. Некоторые могут надолго замолкать, но при этом происходит пассивное накопление новой лексики. Подобное молчание в дошкольном учреждении или школе может продолжаться достаточно длительное время.
Некоторые дети-мигранты в России и Европе реагируют на собственную языковую изоляцию с агрессией. Они пытаются привлечь к себе внимание. Если это не получается с помощью слов, то в ход идут действия. У них могут начаться приступы ярости.
Педагоги в ходе психологического воспитания должны понимать опасность подобных реакций. Они способны превращаться в устойчивую форму общения со сверстниками. Очевидно, что недостаточное владение языком в первое время обучения у любых детей создаст проблемы в коммуникации с окружающими. Это порождает различные коммуникативные неудачи, приводит к временной или постоянной изоляции в классе.
Отмечено, что даже тем детям, которые учатся на родном языке, в школе не всегда понятными являются задания и материалы в учебниках. Тем не менее, им могут помочь родители, а дети мигрантов лишены такой возможности. Это связано с тем, что взрослым новый язык может даваться еще труднее. Часто сами мигранты-родители нуждаются в помощи. Дети, как правило, становятся их переводчиками.
Еще одной серьезной психологической проблемой воспитания становится эмоциональное отношение школьника-мигранта к самому себе. Он быстро осознает свою непохожесть на других в классе. Здесь играют роль не только иностранный язык, но и разница в традициях, одежде. Ребенок может начать стесняться своих родителей по причине их ужасного произношения, манеры одеваться и др.
Психологическое воспитание мигрантов в полной мере зависит от педагогов. Помощь в этом процессе необходима не только детям, но и родителям. Мигрантам необходимы дополнительные занятия по специальным языковым программам.