Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Психологическое сопровождение

Определение 1

Психологическое сопровождение — это целостная, комплексная система взаимодействия между психологом и человеком. Оно осуществляется с целью разрешения субъективных психологических проблем и для оказания психологической помощи (социальной поддержки).

Сущность сопровождения в психологии

Процесс психологического сопровождения должен сосредотачиваться на положительных аспектах и преимуществах личности, способствуя восстановлению веры в себя и в собственные возможности. Психолог способен увеличить устойчивость личности к дестабилизирующим факторам внутреннего и внешнего характера, а ответственность за принятие решений при этом будет лежать на самом человеке. Сопровождающий наделен лишь совещательными правами, учитывая интересы своего подопечного.

Статья: Психологическое сопровождение
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Этимологически понятие «сопровождение» более близко к понятию «содействие», «совместное передвижение». Оно представляет собой помощь одного человека другому в процессе преодоления трудностей.

Словарь Даля трактует слово «сопровождать» как: провожать, сопутствовать, идти вместе, быть провожатым, следовать. В общем виде значение слова сопровождение подразумевает совместное прохождение какого-либо общего отрезка пути.

В профессиональной деятельности сопровождение понимают как метод, который обеспечивает условия для принятия субъектом развития оптимальных решений в разных ситуациях жизненного выбора. Оно может быть представлено комплексным методом, в основе которого будет лежать единство нескольких функций:

  • диагностика сути возникшей проблемы;
  • сведения о сути проблемы и вариантах ее решения;
  • выработка плана решения проблемы;
  • первичная помощь на стадии реализации плана решения.

Психологическое сопровождение в образовании

В качестве цели психологического сопровождения в образовании И. В. Дубровина указывает обеспечение психического и психологического здоровья каждого ребенка дошкольного и школьного возраста. Оно представляет собой формирование условий для полноценного психического развития детей на всех стадиях онтогенеза.

«Психологическое сопровождение» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Замечание 1

Центральный элемент психологического сопровождения заключается в психологической профилактике, которая состоит в предупреждении нарушений психологического здоровья. С ее помощью предотвращаются возможные отклонения в развитии учеников.

Психологическое сопровождение в рамках образования можно считать движением психологов и педагогов вместе с меняющейся личностью ребенка. Оно предназначено для оказания необходимой и своевременной помощи в выборе адекватных способов осознания и применения инструментов регуляции поведения и деятельности.

В рамках сопровождения подбираются оптимальные методы воздействия, коррекции для формирования и становления личности. С этой позиции психологическое сопровождение рассматривается в качестве многофункционального метода преднамеренных изменений разных личностных конструктов.

Коновалова Н. Л. рассматривала несколько принципов организации психологического сопровождения учащихся. Раннее вмешательство подразумевает выявление потенциальных проблем для школьного обучения в психическом развитии ребенка, а также выявление уже имеющихся минимальных отклонений (первичная природа, когда дезадаптивные механизмы еще не прошли свое формирование).

Еще один принцип заключается в преемственности в организационной системе психолого-педагогического сопровождения, которая соответствует стадиям психического развития ребенка. В этой ситуации процесс возрастного развития может быть под контролем не только специалиста, но и становится включенным в систему последовательных связанных мероприятий, которые концентрируются на формировании адаптационного потенциала при прохождении через кризисные периоды.

Следующий принцип - принцип приоритетности психопрофилактических мероприятий для детей с уже имеющимися минимальными нарушениями. Такой ребенок должен являться в первую очередь объектом психологического сопровождения.

Для сопровождения также важна компетентность специалиста, который его осуществляет. Важно, чтобы он мог ориентироваться во всех направлениях вероятных нарушений развития ребенка, в рамках общей, специальной и педагогической психологии, детской невропатологии и психиатрии. Также ему необходимо иметь знания в области психической адаптации и дезадаптации учащихся.

Современное психологическое сопровождение

Сегодня психологическое сопровождение представляет собой особенную форму проведения пролонгированной социальной и психологической помощи – патронажа. Оно отличается от коррекции, предполагая не «исправление недостатков и переделку», а процесс поиска скрытых ресурсов развития учеников, опору на их возможности, открытие перспектив личного роста. На этой базе создаются условия для перехода личности к самопомощи.

В качестве результата психологического сопровождения ученика в образовательном процессе выступает рост адаптивности, то есть актуализация способности к самостоятельному достижению относительного равновесия в отношениях с собой и другими людьми. Это может происходить как в благоприятных, так и в экстремальных жизненных ситуациях.

Качество процесса психологического сопровождения в школе и его результативность может быть достигнута с помощью:

  • использования системы, которая включает диагностический, обучающий, развивающий, контрольный блок;
  • придания мерам психологического сопровождения персонифицированного характера, который учитывает индивидуальные особенности учеников, их возможности и характер предполагаемых затруднений;
  • формирования адекватного содержания психологического сопровождения, которое соответствует с одной стороны требованиям учебной деятельности, а с другой – психологическому портрету адресата;
  • применения комплекса диагностических, консультативных, тренинговых, информационных и коррекционных процедур;
  • ориентации на Я-изменения, рост личностной компетентности, которая обеспечивает саморазвитие;
  • направленности всей системы психологического сопровождения на достижение комплексного результата.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 20.04.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot