Психологическое консультирование — это направление работы психологической службы. Консультативная деятельность в образовательном учреждении связана с оказанием помощи ученикам, их родителям, педагогическим работникам и прочим субъектам образовательного процесса.
Понятие психологической службы в образовании
Психологическая служба образования является одним из элементов в целостной системе образования. Это подразделение в своей деятельности должно руководствоваться международными актами в сфере защиты прав и законных интересов детей, Законом РФ «Об образовании», федеральным законодательством, соответствующими указами и распоряжениями и др.
В нашей стране психологическое консультирование, осуществляемое психологическими службами, стало распространяться в последние годы. Сегодня эта сфера представляет собой отдельную отрасль психологической науки и практики.
Цель психологической службы — это достижение психического и психологического здоровья детей. Основные средства для достижения этой цели представлены созданием и соблюдением психологических условий, которые могут обеспечить полноценное психическое и личностное развитие детей. Нарушение данных условий способно помешать тому, что своевременно будут реализованы возрастные и индивидуальные возможности детей. Это приводит к ухудшению их психологического здоровья, вызывая необходимость в использовании коррекционной или специальной развивающей работы.
Служба ориентируется на развитии ребенка, чем определяются ее основные задачи:
- Реализация индивидуальных возможностей ребенка, резерва его развития в любом возрасте;
- Подготовка и формирование условий психологической и педагогической преемственности в случае перехода ребенка со ступени на ступень в ходе получения непрерывного образования;
- Процесс учета и развития индивидуальных особенностей, включая интересы, способности, склонности, характер, чувства, отношения, увлечения, жизненные планы и др.
Если не учитывать сложный комплекс субъективных переживаний детей, то это будет способствовать нарушению психического и личностного развития. Служба проводит психологическое консультирование, благодаря чему создается благоприятный климат для развития и самочувствия ребенка.
Задачи психологического консультирования в образовании
Психологическое консультирование представляет собой направление деятельности психологической службы образовательных учреждений. В целом консультативная деятельность проводится в виде помощи всем участникам образовательного процесса, включая школьников, родителей, учителей и прочих педагогических работников.
Эффективность деятельности педагога-психолога определяется тем, в какой мере он в решении задач обучения и воспитания школьников смог наладить конструктивное сотрудничество с учителями, родителями и администрацией школы.
Осуществляя консультативную практику, школьный психолог реализует принципы консультирования соответствующих психологических направлений (диагностическое, экзистенциальное, гуманистическое, бихевиоральное и др.). Тем не менее, в работе со школьниками и студентами, у которых личность и психика в целом находятся ещё на этапе становления, учёт возрастных особенностей — это непременное условие консультативной работы.
Задача психологического консультирования состоит в контроле процесса психического развития ребёнка. Это производится на основе представлений о возрастной периодизации и нормативном содержании этого процесса.
В состав общей задачи необходимо включить несколько составляющих. Так, в ходе консультирования необходимо:
- Ориентировать родителей, педагогов и других лиц, принимающих участие в воспитании, на возрастные и индивидуальные особенности психического развития детей;
- Своевременно выявлять детей с разными отклонениями и нарушениями психического развития и направлять их в медико-педагогические (психологические) консультации;
- Предупреждать вторичные психологические осложнения у детей с ослабленным соматическим или нервно-психическим здоровьем, давать рекомендации в области психогигиены и психопрофилактики;
- Составлять вместе с педагогическими психологами или педагогами рекомендации в области психолого-педагогической коррекции сложностей в образовательной сфере для педагогов, родителей и других лиц;
- Составлять вместе со специалистами по семейной психотерапии рекомендации в области воспитания ребенка в семье;
- Проводить индивидуальную коррекционную работу или работу в специальных группах, осуществляя консультацию детей и родителей;
- Осуществлять психологическое просвещение общества, используя лекционную и другую форму работы.
Элементы психологического консультирования
Психологическое консультирование состоит из частных видов работ. В первую очередь происходит выработка и точная формулировка психолого-педагогических рекомендаций, точная формулировка психолого-педагогических рекомендаций, которые вытекают из результата психодиагностического обследования. Данные рекомендации необходимо предлагать взрослым и детям в понятной и доступной форме.
Консультирование предполагает проведение бесед с теми людьми, которые нуждаются в консультативной помощи. Они завершаются получением необходимых психологических и педагогических советов. Работу с педагогами и родителями важно выполнять в пределах психологического всеобуча и в рамках системы повышения квалификации.
В ходе консультативной работы в школе психологи могут консультировать не только учителей, родителей и учеников, но и администрацию учебного заведения, мастеров по проблемам обучения и воспитания. Консультации проводятся в индивидуальной (проблемы жизненного самоопределения, построения взаимоотношений и др.) и коллективной форме (проблемы самовоспитания, культуры, умственного труда, профессионального определения).