Психологическое консультирование – это разновидность неврачебной психологической помощи клинически здоровым людям, испытывающим определенные проблемы и трудности в повседневной жизни, в общении, в трудовой деятельности. Благодаря консультированию человек меняет свое мировоззрение, решает накопившиеся проблемы или находит выход из затруднительного положения.
Сущность и особенности психологического консультирования
Психологическое консультирование — это процесс, который осуществляется в виде коммуникации (беседы, разговора) между специалистом (психологом) и клиентом. Психологи-консультанты обучены соответствующим принципам и техникам. Клиенту не обязательно знать ничего заранее. Ему просто необходимо иметь желание к определенным изменениям.
Работа с трудностями клиента производится во время сеанса. Он состоит в периоде времени (обычно около одного часа), на протяжении которого специалист в определенной сфере психологии или психотерапии работает с конкретным клиентом. Существует какая-то тема сеанса, в основе которой лежит то, что просит клиент, или то, что консультант выберет с целью проработки. Часто в сеансе достигается какой-то результат или происходит улучшение. Консультанты и клиенты, как правило, должны сидеть напротив друг друга во время разговора. Это не просто беседа, поскольку у психолога намечены четкие цели. Чаще всего специалист хорошо осознает то, над чем сейчас идет работа. Для этого сначала необходимо собрать информацию в ходе выяснения того, что происходит с обратившимся человеком.
Если психолог получает некоторое представление о ситуации, то он способен в соответствии со своим образованием и практическим опытом выбрать самую оптимальную технику для работы с представленной проблемой. Данная техника также проводится в качестве диалога между двумя людьми, но в ней можно отметить определенную систему и наличие критериев начала и завершения.
Особенности консультаций по проблемам в общении
Одним из важнейших условий эффективности консультирования в области проблем с общением является готовность человека принимать ответственность за свои проблемы. По этой причине, когда пришедший на консультацию пациент начинает жаловаться на окружающих людей или несправедливость этого мира, но при этом доволен собой, задача консультанта состоит в попытке перевода локуса жалобы клиента на него самого.
Обычно человек просто и легко вспоминает о собственных приятных встречах с людьми. Если осуществить попытку выяснить, каким образом складывались отношения, то консультант часто показывает, что неудача (трудность, разрыв, отчужденность) по большей степени предопределялась позицией самого клиента. Если он принимает подобную позицию, то это ведет к открытию перспективы для осуществления консультации. Если же происходит противоположная ситуация, то шансов на успех мало, так как недостаточно материала для работы.
Если задача принятия на себя ответственности за собственные трудности практически решена, то можно сказать, что человек готов к работе. Он может целиком и полностью разделять представления о том, что изменить что-то в повседневной жизни можно только при изменении самого себя. Некоторые люди придерживаются подобной точки зрения изначально, поэтому работа в этом направлении с ними не проводится.
Для постановки точного диагноза клиенту, психолог должен выявить характер и причины возникновения проблем или трудностей в общении. Для этого консультант может предложить человеку подробно рассказать о ситуациях, в которых он столкнулся с ними. Так, производится сбор соответствующих конкретных фактов.
Обычно трудности в общении у человека бывают связаны со следующими сферами:
- Разговоры со значимыми людьми;
- Выступление на публику;
- Коммуникация с группой людей (например, полузнакомая компания в гостях);
- Выступление перед небольшой аудиторией;
- Коммуникация с малознакомыми, незнакомыми людьми;
- Общение с людьми, которые с точки зрения клиента недоброжелательно настроены в его отношении;
- Контакты с представителями противоположного пола.
Для каждого клиента будет характерен собственный перечень проблем. Большинство из них относит свои трудности к каким-то конкретным ситуациям общения. Но все же часто бывает полезно провести расспрос об особенностях поведения клиента в ситуациях, которые он не считал проблемными для себя.
Консультант при ведении консультации должен обратить внимание на следующие аспекты:
- Особенности поведения, эмоциональных переживаний и объяснения причин трудностей;
- Представления человека о том, каким образом его воспринимают другие, в том числе их поведение, предполагаемое объяснение причин поведения клиента и эмоциональные реакции;
- Оценка клиента другими людьми, которые ему ее когда-либо высказывали (так называемая «обратная связь», которая не всегда явно, но есть в общении, при этом часто отмечается и запоминается).
Причины трудностей общения, как и сами проблемы, связанные с ними, различны. Исследователи приняли за основу три большие группы проблем общения, с которыми чаще всего приходится работать консультанту. Они включают:
- поведение, которое осложняет процесс общения;
- эмоциональные переживания, которые затрудняют общение;
- установки, деструктивно воздействующие на общение.
Данная классификация считается весьма условной. Так, проблемы, которые проявляются на одном уровне, в той или иной степени способны затронуть и оставшиеся. Но, как правило, у специалиста появляется потребность, в силу различных обстоятельств (например, ограниченное время приема, низкая степень подготовленности клиента), начать концентрировать внимание только на единственном и наиболее ярком аспекте проблемы.
Чаще всего за трудностями общения специалисты прослеживают более глубокие проблемы клиента, имеющие личностный характер. Тем не менее, стремиться работать с более глубоким уровнем, который связан с детскими и юношескими травмами или особенностями родительской семьи, сразу не следует. К данной работе большинство консультантов не подготовлено, как и не готовы к этому большинство клиентов.