Психологическое консультирование инвалидов — это процесс выявления проблем социально-психологического содержания, значимых для инвалида. Они могут возникать в сфере межличностных взаимоотношений и коммуникации, касаться поведения в семье или в группе.
Задачи и виды психологического консультирования
Сегодня все больше положительных отзывов стало набирать такое направление психологии, как психологическое консультирование. Благодаря ему появляется возможность не только определить выход из сложных жизненной ситуаций, но и приспособиться к ним, взглянув другими глазами и выбрав индивидуальный стиль поведения.
Основная задача психологического консультирования — это помощь клиенту. Он должен посмотреть на свои жизненные проблемы и трудности со стороны путем обсуждения всех аспектов взаимоотношений, которые, являясь источником трудностей, как правило, не осознаются и не подвергаются контролю.
Условно можно выделить несколько базовых видов психологического консультирования:
- Психолого-педагогическое консультирование, которое применяется в установлении взаимоотношений между родителями и детьми, предпочитающими разные стили воспитания;
- Семейное консультирование, которое используется в отношении супругов;
- Возрастно-психологическое консультирование, контролирующее процесс психического развития детей;
- Личностное консультирование, концентрирующееся на самопознании, достижении целей личностного роста;
- Профессиональное консультирование, помогающее определиться с профессией;
- Деловое консультирование, способствующее сплочению трудовых коллективов и др.
Отдельно следует рассмотреть психологическое консультирование людей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья). В системе психологической помощи таким людям применяются разные методы психологического консультирования. В качестве основного можно назвать интервью (беседу).
Психолого-педагогическая консультация лиц с ОВЗ и ее этапы
Для организации консультации инвалида требуется обеспечение адекватного восприятия информации и знание структуры общения. Оно включает 3 взаимосвязанных аспекта:
- Коммуникативный,
- Интерактивный,
- Перцептивный.
Специалистам, проводящим консультации, нужно тщательно продумать все задаваемые вопросы, поскольку они должны быть просты для восприятия и соответствовать уровню развития клиента. В ходе консультации важно помнить о невербальных средствах общения, которые включают не только мимику и жестикуляцию, но и организацию пространства и расстояния, включение в беседу пауз и др.
Общаясь с инвалидом, консультанты должны следить и за собственной речью и поведением. Они должны уметь слушать и слышать, проникая во внутренний мир собеседника и сопереживая. Это поможет понять мысли и чувства пациента. Такое поведение приведет к более доверительным отношениям, формируя атмосферу психологической безопасности.
Некоторые консультации могут дополняться специальными играми или упражнениями, которые направлены на актуализацию понимания инвалидом самого себя и собственной проблемы (проблемы окружающих). Часть консультантов в некоторых случаях использует простое и быстрое тестирование.
Психологическое консультирование инвалидов должно состоять из нескольких этапов. В первую очередь происходит знакомство с человеком путем формирования эмоциональной поддерживающей атмосферы, разъяснения особенностей консультирования. Далее определяется проблема консультирования и правильная линия решения. Это самый долговременный этап работы с инвалидом в ходе консультации. В этом случае ответственность полностью лежит на консультанте. Он должен попытаться понять собеседника и его жизненные принципы для выделения проблем или жалоб, а также реакции на происходящее.
Инвалиду важно дать высказаться. Часто бывает, что запрос и проблема не совпадают. По этой причине важно правильное выстраивание вопросов для интервью с учетом взаимоотношений человека. На данной стадии, как правило, можно уже выявить проблемы, среди которых выбирается та, которая больше всего беспокоит клиента. Впоследствии консультант вернется к решению второстепенных проблем.
На следующем этапе подводятся итоги, и обсуждается то, что хочет клиент. Консультант и клиент совместно определяют вероятные решения достижения желаемого, первый из них разрабатывает советы и рекомендации. На итоговой стадии выделяются ключевые моменты консультирования с определением перспективы будущего.
Отдельные особенности психологического консультирования инвалидов
Особенности психологической помощи людям с ОВЗ заключаются в том, что продуктивным консультирование будет считаться в том случае, если его начать с подросткового возраста. Именно в этот период происходят частые личностные проблемы, которые касаются понимания имеющегося дефекта. Следствием этого становится низкая самооценка (в редких случаях — завышенная). Безусловно, подобное осознание проявляется и в более раннем возрасте, но оно выражено в меньшей степени.
Психологическое консультирование инвалидов осуществляется по тому же алгоритму, что и консультирование здоровых людей. Тем не менее, существуют некоторые отличия в подходах к человеку. Они связаны с той ограниченностью возможности здоровья, которая имеется у инвалида, а также с проблемой, с которой он пришел к консультанту.
Если происходит консультирование детей-инвалидов, то консультант должен концентрироваться на том, чтобы они начали принимать себя такими, какими они есть. Ребенку с ограниченными возможностями здоровья необходимо признание уникальности. Ему важно повысить уверенность и позволить активизировать эмоциональную сферу.
Что касается консультирования подростков-инвалидов, то консультант должен обеспечить им психологическую безопасность. Таких детей важно научить видеть в самих себе не только недостатки, но и позитивные качества. Подростковый возраст и у здоровых детей проходит с кризисными явлениями, а для инвалида этот процесс еще сложнее.
С целью продуктивного психологического консультирования инвалидов в рамках психологической помощи людям с ОВЗ специалисты организовывают лекции, дискуссии и тренинги. Часто инвалидам в решении их психологических проблем помогают примерами успешного решения аналогичных вопросов у других людей с такими же недостатками.