Агрессивное поведение (агрессия) — это демонстрация превосходства в силе или ее использование для причинения вреда (нанесения ущерба).
Как правило, агрессивные клиенты создают немало проблем консультанту в ходе психологического консультирования.
Особенности и признаки агрессивных клиентов
Агрессивным клиентам свойственна высокая эмоциональная заряженность. Они проявляют очень высокую насыщенность переживаний и поведения, работа с ними проедставляет собой существенную психологическую нагрузку, которую тяжело переживает консультант.
Агрессивное состояние клиента способно разрушительно влиять на психическую деятельность психолога-консультанта. Сильная степень аффективного напряжения агрессивного клиента делает его низко доступным для эффективного контакта. Такая беседа притупляет восприятие консультантом интеллектуальных рассуждений и рационального когнитивного построения.
Для более эффективной организации взаимодействия с подобными пациентами, консультант должен иметь представление о феноменологии агрессивного поведения. Отличительными признаками агрессивного поведения могут считаться:
- Причинение вреда или нанесение ущерба в качестве цели поведения;
- Использование силы или угроз как способ достижения цели;
- Целенаправленность и инициативность поведения;
- Мотивация в виде эмоции гнева (злость);
- Выраженная степень изменения (разрушения) объекта агрессии;
- Нарушение правовых, моральных или этических норм (делинквентное поведение), которые приняты в этом обществе (культуре).
Классификация агрессивного поведения
Психологи рассматривают большое количество классификаций агрессивного поведения. Так, принято выделять вербальную и физическую, гневную и инструментальную, скрытую и открытую агрессию. Последняя, в свою очередь, делится на прямую, косвенную и перемещенную. В последнее время наибольшей популярностью стала пользоваться классификация форм агрессии по Г. Амону. Он рассматривал три вида агрессии:
- конструктивная,
- деструктивная,
- дефицитарная.
Конструктивная агрессия представляет собой прямое проявление агрессии в социально приемлемой форме, имеющее социально позитивный результат.
В качестве примеров такой агрессии может выступать феномен лидерства, наказание в ходе воспитания ребенка, осуществление руководства коллективом и т.д.
Этот тип агрессии способен придавать поведению целенаправленность и динамичность, в конечном счете, обеспечивая эффективную адаптацию человека в социуме. Для конструктивной формы агрессии нет необходимости в коррекции, она не может являться показанием для осуществления психотерапии. Напротив, в случае проведения психологической коррекции ее саму используют как базовую (эталонную) модель поведения.
Деструктивная агрессия представлена прямым (открытым) проявлением агрессивного поведения в социально неприемлемой форме (результат социально-негативный). Такие действия как целостная система поступков квалифицируются в терминах криминального (делинквентного) поведения.
Деструктивное поведение, как правило, характерно для психопатической личности с асоциальными тенденциями, включая субъективизм, эгоцентризм, недоучет требований окружающих и внешней ситуации, импульсивность и др. Деструктивная агрессия, в том числе совокупность деструктивных действий и поступков, представляет собой предмет рассмотрения и воздействия со стороны некоторых социальных институтов. В некоторых ситуациях она становится объектом психотерапевтического воздействия.
Консультирование агрессивных клиентов
В ходе эффективной психологической работы с клиентом в ходе консультирования необходимо снижение уровня его агрессивности. Определенные интенсивные аффекты, которые сопровождают феномен агрессии, создают препятствия интеллектуальному, рациональному взаимодействию. По этой причине консультирование агрессивных клиентов почти всегда нужно начинать с процедуры снижения уровня психической напряженности и, как следствие, его агрессивного состояния.
На любое интенсивное эмоциональное переживание человек будет проявлять реакцию аналогичной модальности. Он будет отвечать эмоцией такого же качества (на тревогу будет проявляться тревога, на печаль – печаль, на агрессию – агрессия). В качестве основы данной закономерности выступает феномен синтонности, когда человек эмоционально соучаствует всему, что происходит вокруг него. Чем больше это свойство находит выражение в структуре личности, тем большую степень эмоциональной окраски получат реакции человека.
Для циклоидного типа личности присуща максимальная синтонность. По этой причине у консультанта циклоидного типа эмоции пациентов вызовут наибольший эмоциональный отклик. Проблема состоит в том, что, проявляя реакцию в ответ на эмоции собеседника в похожей модальности, человек тем самым усиливает и подкрепляет эмоциональное состояние собеседника.
Для погашения агрессии клиента, необходимо уметь отключаться и не проявлять реакцию на его эмоции. В этом случае для консультанта необходим навык эмоционально-нейтрального поведения, которое исключает какие-либо аффективные элементы. Здесь важно уметь спокойно выслушать клиента, не вовлекаться в его переживания. Подобная степень спокойствия подразумевает не холодное равнодушие, а уверенность в поведении с уважением к клиенту и к его эмоциям.
Если агрессивно настроенный клиент столкнется с ситуацией, когда его спокойно примут, выслушают и проявят уважение, он обнаружит, что его агрессивные проявления внешнего поведения, не способны привести к каким-либо санкциям и наказаниям. Они не испугали партнера и не вовлекли его в аналогичные переживания. В ходе консультирования клиент получит возможность отреагировать собственные эмоции в безопасности.
В ходе погашения агрессивности клиента снижается уровень эмоциональной напряженности. Это дает возможность интеллектуальной работы, рационального обсуждения и поиска вариантов разрешения возникшей психологической проблемы. Для эффективного обсуждения проблем клиента консультанты должны понимать причины агрессии.