Понятие о воспитании
Общественный опыт усваивается человеком, и в частности ребенком, в процессе воспитания и обучения.
Если обучение связано с развитием познавательных процессов, приобретением знаний, умений и навыков, то задача воспитания заключается в формировании человека как личности, его отношения к миру, людям, самому себе.
Механизмы приобретения социального опыта являются общими для обучения и воспитания, а результаты этих процессов будут специфическими, отличающимися друг от друга.
Знания, умения, навыки – это результаты обучения, а свойства и качества личности, социальное поведение являются результатом воспитания.
Цель воспитания – это усвоение маленьким человеком социального опыта, формирование у него принятой в обществе системы ценностей.
Элементы обучения в воспитательный процесс тоже входят, например, обучая ребенка нормам поведения, взрослый человек о них рассказывает, т.е. передает знания об этих нормах.
Напоминая об этих нормах и отслеживая их соблюдение, а также подавая пример собственным поведением, взрослый человек помогает ребенку выработать навыки поведения.
Процесс воспитания осуществляется в течение всей жизни человека.
Основное воспитательное влияние на ребенка оказывают взрослые, несмотря на то, что с зарождением самосознания ребенок уже способен предпринимать действия по самовоспитанию.
Воспитательный процесс обоюдный и затрагивает как воспитателя, так и воспитанника.
Таким образом, родители, занимающиеся воспитанием ребенка, тоже учатся у своих детей. Учителя учатся у своих учеников, потому что те или иные педагогические ситуации заставляют меняться и развиваться тех и других, помимо этого, каждый взрослый человек способен заниматься самовоспитанием.
Принципы воспитания обосновывают такие науки, как философия, социология, педагогика, педагогическая антропология, но проблемы воспитания может решить только психология.
Специалисты в процессе воспитания выделяют этапы:
- формирование потребности в выработке какого-либо качества;
- овладение знаниями о личностных качествах;
- формирование привычек поведения.
Реализовать эти этапы можно, включая воспитанников в разные виды активной деятельности.
Только вовлекая ребенка в активную собственную деятельность можно получить успешный результат, цель которого стоит на данном этапе воспитания.
Воспитательные цели не являются постоянными и не устанавливаются раз и навсегда. Происходящие в обществе изменения ставят новые цели воспитания.
В любом обществе востребованными остаются такие личностные качества, которые стали непреходящими общечеловеческими ценностями – духовность, порядочность, гуманность, свобода, ответственность.
Приоритеты современного воспитания – это:
- высокая нравственность,
- духовное богатство,
- внутренняя свобода,
- личная ответственность.
Цель воспитания должна быть понятна воспитаннику и принята им, тогда эффект будет наибольший.
Воспитательный процесс является многофакторным процессом, поэтому необходимо учитывать множество субъективных и объективных факторов.
Под воздействием разнонаправленных влияний ребенок накапливает положительный и отрицательный опыт (последний требует корректировки).
Процесс воспитания - это длительный процесс, и мгновенного результата он не дает. Чтобы воспитание осуществлялось успешно, необходимо придерживаться определенных принципов.
Специфика принципов воспитания
Принципы воспитания должны быть воплощены в практику обязательно и полно, потому что это не совет и не рекомендация. Игнорирование их требований и системное нарушение способствуют не только снижению эффективности воспитательного процесса, но, главное, –подрывают его основы.
За грубое нарушение некоторых принципов, таких, как гуманизм, уважение к личности, воспитатель может быть привлечен к судебной ответственности. Это обязательность, которая является первым требованием, предъявляемым к принципам воспитания.
Кроме обязательности другими требованиями являются комплексность и равнозначность.
Требование комплексности предполагает одновременное применение принципов на всех этапах воспитательного процесса.
Являясь общими фундаментальными положениями, принципы воспитания равнозначны, т.е. среди них нет главных и второстепенных, нет таких, которые требуют реализации в первую очередь, как нет и таких, которые можно отложить на завтра.
Ко всем принципам внимание должно быть одинаковым.
Принципы воспитания не являются готовыми рецептами на все случаи жизни, не являются они и правилами, применяя которые можно достичь высоких результатов.
В основе воспитательного процесса лежит система принципов.
К принципам отечественной системы воспитания относятся:
- общественная направленность;
- связь воспитания с жизнью;
- опора в воспитании на положительное;
- гуманизация воспитания;
- личностный подход в воспитании;
- единство воспитательных воздействий.
Характеристика принципов воспитания
Принцип общественной направленности воспитания в разное время менял свое содержание – он приобретал то большую общественную направленность, то направленность была государственной, то личностной.
Воспитательные системы, опираясь на этот принцип, успешно проводят в жизнь политические доктрины и идеологические установки, на поддержку государственного строя.
При совпадении государственных и общественных интересов, а также интересов граждан требования принципа будут вписываться в структуру целей и задач воспитания.
Лучшей школой воспитания является школа жизни, поэтому принцип связи воспитания с жизнью является основополагающим во многих воспитательных системах.
Деятельность воспитателей должна идти в двух направлениях: знакомство детей с общественной и трудовой жизнью людей и привлечение воспитанников к реальной общественно полезной деятельности.
Философской основой принципа опоры на положительное является философское положение о «противоречивости» природы человека.
Положительные и отрицательные качества могут вполне уживаться в одном человеке. Человек не может быть положительным или отрицательным на 100%, поэтому важно добиться, чтобы положительных качеств было больше.
Конфронтация воспитателя и воспитанника недопустима, недопустимо акцентировать внимание только на недостатках и промахах.
Важно выявлять в воспитаннике и поддерживать все положительное. Это совсем не значит, что не надо обращать внимание на отрицательные качества, их надо осуждать и исправлять.
С опорой на положительное почти сливается следующий принцип – гуманизация – во всех смыслах гуманное отношение к личности воспитанника, борьба за их лучшее будущее вместе с ними.
Все педагогические руководства подчеркивают, что учет личностных характеристик детей и их возможностей имеют первостепенное значение.
В основе личностного подхода лежат личностные качества – направленность личности, ценностные ориентации, жизненные планы, установки, доминирующие мотивы поведения и деятельности.
Личностный подход – это опора на личностные качества.
Принцип единства воспитательных воздействий называется принципом координации школы, семьи и общественности. Если усилия школы, семьи и общественности не удается скоординировать, тогда каждый из них тянет в свою сторону и рассчитывать на успех невозможно.