Понятие «психологические защиты» является одним из ключевых в современной психологии. Этот термин был впервые введен З. Фрейдом в 1894 году. Под этим понятием понимают неосознанный психологический процесс, цель которого уменьшить негативное воздействие на психику, помочь личности сохранить нормальное стабильное состояние.
Механизм психологической защиты срабатывает в тех случаях, когда между личностью и окружающей ее средой, обществом происходит конфликт.
По мере взросления человека у него полноценно формируется механизм психологической защиты. Этот процесс происходит по мере развития и приобретения личного опыта ребенком. То, какие защитные механизмы будет использовать ребенок, зависит от определенных жизненных обстоятельств, от атмосферы внутри семьи, от взаимоотношений ребенка с родителями и другими взрослыми, от того какие образцы психологической защиты будут задействовать сами родители.
Исследования показали, что механизмы психологического развития и адаптации зависят от межличностных взаимоотношений ребенка. Механизмы психологической защиты развиваются в результате двух факторов:
- с учетом примера психологических защит родителей, то есть ребенок имитирует поведение своих родителей
- с учетом негативного влияния родителей на ребенка
Защита как результат поведения родителей
Родители могут оказывать два вида влияния на психологическое поведение ребенка. Во-первых, родители в виде наставлений, объясняют ребенку как следует себя вести в определенных ситуациях, например, на задиристого мальчика, родители могут посоветовать ребенку не «обращать внимания». Во-вторых, родители своим примером демонстрируют поведение, которое затем перенимает ребенок. Причем следует отметить тот факт, что родительские научения и их реальное поведение могут отличатся, иногда значительно.
Семья является психосоциальным посредником между ребенком и обществом, из семьи ребенок выносит нормы поведения с другими людьми. Для того что бы социальная адаптация ребенка происходила успешно, его психика включает механизмы психологической защиты, которые помогут снизить чувство тревоги, неуверенности, напряжения и оставаться в адекватном уравновешенном состоянии.
Защита как результат негативного родительского влияния
Под этим негативным воздействием понимают ситуация, когда родители в недостаточной степени удовлетворяют основные потребности ребенка. Если ребенок не дополучает доставочного материнского внимания, у него начинает проявляются признаки внутреннего психологического напряжения, так как у ребенка не удовлетворена его базовая потребность в безопасности. Иногда в подобных ситуациях новорождённые становятся отстраненными, отказываются есть, такое поведение носит название «пассивный протест».
Негативно влияют на поведение младенцев и матери, которые демонстрируют чрезмерно властное поведение. Дети таких матерей часто имеют невротические проявления, в будущем они становятся слишком застенчивыми, покорными, послушными, поведение их характеризуется повышенной тревожностью, в нем преобладают страхи.
Если между матерью и ребенком в раннем возрасте устанавливаются теплые, ласковые отношения, то это дарит ребенку чувство безопасности не только в тот момент, но и в будущем. Но в то же время чрезмерная материнская опека оказывает на ребенка негативное влияние. Родители должны удовлетворять потребность ребенка в самостоятельности и автономии, отсутствие этих элементов негативно сказывается на формирование психологического поведения малыша, на работе его психологических защит.
Часто в детском возрасте встречается такой вид психологической защиты как соматизация. Например, когда ребенок заболевает, родители начинают оказывать ему больше внимания и заботы чем обычно, поэтому, когда ребенок ощущает нехватку заботы и внимания он начинает «уходить в болезнь», добиваясь тем самым того в чем он нуждается. Подобное поведение часто из детского возраста переносится во взрослую жизнь.
Существует большое количество негативных родительских установок, которые оказывают неправильное влияние как на формирование механизмов психологической защиты, так и на психику личности целом:
- прямое и непрямое доминирование
- безразличие
- нестабильное поведение
- недостаток уважения к индивидуальным потребностям ребенка
- недостаток реального руководства
- слишком большое восхищение
- полное отсутствие восхищения
- недостаток теплоты
- принуждение принимать чью-то сторону в родительских спорах
- требование от ребенка большой ответственности
- отсутствие требований к ребенку быть ответственным
- изоляция от других детей
- несправедливость
- дискриминация
- невыполнение обещаний
- враждебная атмосфера и пр.
Барьеры общения в семье
Существует несколько типов барьеров общения между детьми и родителями:
- барьер «взрослости»
- барьер «занятости»
- барьер «старого стереотипа»
- барьер дидактизма
Наличие барьеров в общении между ребенком и родителями негативно сказывается на психике ребенка. Психологи расценивают семью как наиболее кризисную сферу человеческой жизни. Во многих современных семьях присутствует дезорганизация общения между ее членами.
Барьеры общения по своей сути представляют собой социально психологические факторы, которые препятствуют взаимодействию между людьми, в данном случае между родителями и детьми. Именно барьеры общения становятся причиной конфликта в семьях.
Пример барьера общения можно привести следующий: ребенок жалуется своим родителям, что он испытывает психологической дискомфорт, на что родители могут ответить, что ребенку не может быть плохо, так как у него есть все для нормальной жизни, а ребенка могут посчитать просто капризным. Несмотря на то, что родители предприняли попытку свести дискомфорт ребенка на «нет», он все-таки остался внутри ребенка. Это приводит к запуску психологической защиты. В подобных ситуациях доминируют:
- подавление
- замещение
- соматизация
- рационализация
Задача семьи формировать взаимоотношения, которые будут положительным образом сказываться на психике ребенка.