Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Психологические причины отклонений в семейном воспитании

Семейные отношения и их влияние на психическое развитие ребенка

Определение 1

Семейное воспитание – это осознаваемые в той или иной степени усилия по взращиванию ребенка, которые предпринимаются старшими членами семьи и направлены на то, чтобы младшие члены семьи соответствовали представлениям старших о том, каким должен быть ребенок.

Психическое развитие ребенка в основном зависит от того, какое влияние оказывает на него семья. Все родители хотят видеть своих детей здоровыми и хорошо психически развитыми и только потом задумываются над тем, каким он станет человеком.

Ребенок будет развиваться благополучно, если он имеет положительное взаимоотношение с родителями. Семья, где царит любовь и взаимопонимание, воздействует на развитие ребенка благоприятно.

Проведенные исследования показывают, что на ребенка семейный круг общения – родители и самые близкие люди, удовлетворяющие его потребность в защите и любви, оказывают особое влияние.

Замечание 1

Особенно чувствителен ребенок будет к воспитательным воздействиям семьи, где его понимают и поддерживают.

Казалось бы, что благополучная семья, где ребенок окружен заботой и вниманием, не должна иметь поводов для беспокойства. Однако и среди таких детей есть большой риск психических заболеваний, включая неврозы. Данное обстоятельство говорит о том, что родители должны принимать во внимание возможность появления отклонений в нервно-психическом развитии ребенка с первых дней его жизни и знать причины, вызывающие отклонения.

Детские неврозы не возникают там, где родители могут вовремя справиться с личными проблемами и поддерживают теплые взаимоотношения. Доброжелательность и отзывчивость родителей к нуждам и запросам ребенка, простота в общении и возможность давать ребенку выражать свои чувства, вовремя стабилизировать возникающие нервные напряжения и совместно действовать в вопросах воспитания, принимая во внимание детские увлечения.

«Психологические причины отклонений в семейном воспитании» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Условиями для детских неврозов является неблагоприятная ситуация – ссоры между родителями, непонимание, недоброжелательное отношение друг к другу, что невозможно перенести безболезненно. Невроз как психогенное заболевание, возникающий в этих условиях, проявляется на психологическом уровне нравственно-этической несовместимости родителей.

Из-за особенностей своей психики ребенок не может преодолеть эту несовместимость и давления тех обстоятельств, которые превышают его психофизиологические возможности. Возникающие переживания, не разрешимые для ребенка, являются источником устойчивого психического напряжения. Дополнительное воздействие оказывают психические травмы, эмоциональные потрясения, повышающие патогенность жизненной ситуации.

Ребенок с неврозами и уже с деформированным жизненным опытом, отношениями в семье и условиями воспитания, не может эмоционально отреагировать на накапливающееся нервно-психическое напряжение, поэтому вынужден подавлять его, превышая тем самым предел адаптационных возможностей. Результатом является изменение нервно-психической реактивности организма.

Длительно действующий стресс не дает ребенку выразить себя, утвердиться в жизненно важных позициях, разрешить вовремя травмирующую ситуацию, приводит к неуверенности в себе, чувству беспомощности, неспособности адекватно воспринимать самого себя. Следствием может быть ущербность, неполноценность, неспособность быть собой среди сверстников, вплоть до самоуничтожения.

Стили семейного воспитания

Стиль семейного воспитания является важнейшей его характеристикой и зависит от характера взаимоотношений.

Стиль семейного воспитания. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Стиль семейного воспитания. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Врач-психотерапевт А.И. Захаров, выделяет такие стили воспитания:

  • Демократический стиль, который характеризуется развитым вербальным общением, верой в самостоятельность ребенка, готовностью, в случае необходимости, оказать ему помощь. Ребенок из такой семьи умеет общаться со сверстниками, активен, агрессивен, имеет хорошее физическое развитие и стремится контролировать других детей;
  • Контролирующий стиль, в ходе которого формируется тревожный социально-психологический тип личности. Родители берут ответственность на себя, контролируют ребенка и, по первому же случаю, наказывают;
  • Смешанный стиль – ребенок, воспитанный в данном стиле обычно послушный, внушаемый, нелюбопытный, неагрессивный, с бедной фантазией, эмоционально чувствительный.
Замечание 2

Безусловно, родительское влияние на ребенка очень велико, и нормальная семейная атмосфера является залогом физического и психического здоровья ребенка.

Родителям важно помнить, что решающим фактором становления личности ребенка и его дальнейшее развитие, отношение к себе, своей семье, к окружающим людям во многом зависит от отношения к ребенку, от удовлетворения его психических потребностей, от того, какова семейная атмосфера.

Психологические причины отклонений в воспитании

Специалисты считают, что психологических причин много, и они различны. Наиболее частыми являются личностные особенности родителей и низкая педагогическая культура.

Из личностных особенностей родителей на воспитание оказывает влияние их неустойчивая акцентуация. Она приводит к воспитанию, характеризующимся гипопротекцией, пониженным удовлетворением потребностей ребенка и уровнем требований к нему.

Доминирование и жестокое обращение с ребенком обуславливает эпилептоидная акцентуация. Доминирование может обуславливать и конформная акцентуация.

Противоречивый тип воспитания характерен для истероидной психопатии – это любовь и забота на людях и эмоциональное отвержение наедине с ребенком.

Разнообразными являются и психологические проблемы родителей, решаемые за счет ребенка. К таким проблемам относят расширение сферы родительских чувств, воспитательская неуверенность, фобия утраты ребенка, предпочтение детских качеств, неразвитость чувств родителей, вынесение конфликтов в сферу воспитания.

В данном случае в основе неправильного воспитания может лежать личностная и неосознаваемая проблема, неудовлетворенная потребность. Удовлетворить эту потребность родители пытаются за счет воспитания ребенка.

Довольно часто родители хотят, чтобы ребенок был для них чем-то большим, чем просто ребенок, они хотят, чтобы он удовлетворил хотя бы часть их потребностей, которые должны быть удовлетворены в отношениях супругов, например, потребность во взаимной привязанности.

В подростковом возрасте ребенка у родителей возникает страх перед его самостоятельностью – родители пытаются удержать его с помощью доминирующей или потворствующей гиперпротекции.

Многие родители пытаются игнорировать взросление ребенка и считают его «маленьким» – это предпочтение видеть в подростке детские качества. Возможно, этот страх идет из детства, когда они сами испытали, что родительская любовь перемещалась на родившихся младших братьев или сестер и воспринималась ими как несчастье.

Воспитательная неуверенность является ещё одним типом нарушения воспитания, когда в семье перераспределение происходит в пользу ребенка. Это слабое место родителей ребенок хорошо знает и успешно пользуется этим.

Став взрослым, ребенок, воспитанный эгоцентричными и требовательными родителями, в своих детях видит туже требовательность и эгоцентричность и испытывает тоже чувство «неоплаченного должника».

Многие родители испытывают повышенную неуверенность и преувеличенные представления о «хрупкости и болезненности» ребенка – это фобия его утраты. Причины данных переживаний могут быть связаны со смертью предыдущего ребенка, тяжелыми заболеваниями, перенесенными ребенком, длительное ожидание беременности.

Страх утраты заставляет одних родителей выполнять любые желания ребенка – это потворствующая гиперпротекция, а других страх заставляет опекать ребенка до мелочей – это доминирующая гиперпротекция.

Неразвитость родительских чувств (НРЧ) характерна для родителей с отклонениями характера. Это осознается родителями, но очень редко признается. Проявляется она в плохой переносимости общества ребенка, нежелание иметь с ним дело, отсутствие интереса к его делам. Причина может заключаться в том, что сам родитель когда-то не испытывал родительского тепла или был отвержен своими родителями.

Другая причина может быть связана с выраженной шизоидностью.

Проекция своих нежелательных качеств на ребенка (ПНК), когда родитель видит в ребенке свои нежелательные качества, но в самом себе их не признает, например, агрессивность, лень, несдержанность, негативизм, влечение к алкоголю и др. Борясь с этими качествами в своем ребенке, родитель верит, что у него эти качества отсутствуют.

Психологической причиной отклонений является и вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания. В этом случае воспитание превращается в «поле битвы» между конфликтующими родителями.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 22.06.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot