Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Психологические условия развития логического мышления

Сущность и виды мышления

Мышление - это высший психический процесс отражения действительности.

Исследования процесса мышления как в зарубежной, так и отечественной психологии строятся на принципе детерминизма, т. е. внешние причины опосредуются через внутренние условия

В отечественной психологии исследованиями процессов мышления занимались такие ученые как Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Р. Лурия, Б. Г. Ананьев. В рамках теории деятельности, мышление понимают как особый вид познавательной деятельности, в результате которой человек способен решать различные задачи, ставить цели и преобразовывать действительность для поиска нового.

С. Л. Рубинштейн выделяет несколько этапов развития мышления сообразно доминирующим операциям:

  • наглядно-действенное - это вид мышления, в котором основные операции связаны с практическим преобразованием действительности;
  • наглядно-образное - это вид мышления, в котором основные операции осуществляются с непосредственными образами предметов;
  • понятийное (логическое мышление) - это вид мышления, в котором все основные операции осуществляются с понятиями предметов реальности. Поэтому для его развития чрезвычайно важно развитие речи.

Из зарубежных психологов наиболее значимый вклад в изучение мышления внес Ж. Пиаже с его операциональной концепцией развития интеллекта как механизма адаптации. Операциональность концепции проявляется в том, что Ж. Пиаже развернул развитие интеллекта как последовательное созревания и развитие интеллектуальных операций, каждая из которых имеет свой сензитивный период для развития.

Определение 1

Операция сама по себе - этот механизм преобразования внешнего предметного действия во внутреннее действие, которое встраивается в общую систему скоординированных внутренних действий.

Основное свойство интеллектуальной операции - это обратимость: наличие симметричный интеллектуальной операции и противоположной. В своей концепции Ж. Пиаже выделяет следующие периоды интеллектуального развития:

  1. Стадия сенсомоторного интеллекта (от младенчества до 2 лет): характеризуется тем, что ребенок исследует весь окружающий мир с помощью манипуляций с предметами (трогает их, бросает, сосет, гладит) - так происходит освоение реальности через сенсорику и активные взаимодействия.
  2. Стадия операционального интеллекта (от 2 до 7 лет): характеризуется тем, что у ребенка начинает формироваться речь, и внешние действия с предметами из уровня ощущений начинают интериоризировать и формируются представления.
  3. Стадия конкретных операций (от 7 до 12 лет): ребенок способен к реализации основных интеллектуальных операций (сравнение, аналогии, обобщение, абстрагирование), но только в пределах конкретной задачи и конкретных предметом.
  4. Стадия формальных операций (от 12 лет до 15 лет): характеризуется реализацией интеллектуальных операций за пределами актуальной задачи здесь и сейчас, происходит абстрагирование мышление и формируется способность рассуждать, оперировать понятиями.
«Психологические условия развития логического мышления» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Понятийное (логическое мышление)

Проблема исследований развития и формирования логического (понятийного) мышления является весьма актуальной темой для психологии. Ею занимались: Дж. Дьюи, Л. С. Выготский, П. П. Блонский, Я. А. Коменский, В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский, П. Я. Гальперин и многие другие.

Исследователи пытались определить, что есть логика, как она формируется, и зачем она нужна. Дж. Дьюи, например, считал, что логическое мышление - это то мышление, которое приводит к определенного рода заключениям (будь они правильные или неправильные). То есть логика - это результат умозаключений, которые вытекают из определенных посылок, понятий и приводят к доказательствам. Таким образом, основными инструментами логического мышления являются понятия, которые представляют собой высший уровень развития речи и мышления.

Понятия даны ребенку с рождения, рождаясь он уже попадает в понятийный мир. В результате социализации и развития ребенок знакомится с этими понятиями, усваивает их и реализует в своей собственной жизни. Усвоение понятий предполагает усвоение того содержания, которое в нем находится. Образование понятий - это очень длительный и многосложный процесс, задействующий и речь, и практическую деятельность.

Л. С. Выготский выделил несколько стадий образования понятий:

  1. Образование синкретов - неупорядоченного множества отдельных и разрозненных предметов, сцепленных в группы по разным субъективным принципам: наугад, на основе пространственной близости.
  2. Образование понятий-образов - группы понятий, объединенных на основании каких-то объективных принципов связи между объектами: ассоциативный комплекс с ядром (это комплекс предметов, объединенных по различными независимым характеристикам с каким-то субъективно значимым для ребенка предметом, который и является ядром); комплекс-коллекция (это комплекс предметов, объединенных по какому-то объективному признаку: цвет, форма и т. д.); цепной комплекс (это комплекс предметов, которые формируются ассоциативно со сменяющимся ядром); диффузный комплекс (комплекс предметов, схожих по одному признаку, но граница этого признака со временем размывается, и конечные предметы могут иметь мало схожего с первыми); комплекс-псевдопонятие (это «как бы» понятие, но в нем нет содержания, оно все еще формируется на основании сходства, в нем нет абстрагирования признаков).
  3. Образование подлинных понятий - совокупности признаков, абстрагированных от самих предметов.

Таким образом, понятийное мышление - это ведущий тип мышления, характеризующийся оперированием понятий, суждений и конструкций, которые формируются с помощью языковых средств и на базе языка.

Условия для развития логического мышления

Мышление развивается в рамках социализации: общения, взаимодействия с близкими и другими детьми. Основной способ развития мышления в дошкольном возрасте - это игровая деятельность.

Дидактические игры - это вид учебной деятельности, который построен в формате игры, но направлен на развитие определенных способностей и психических процессов: восприятие, внимание, мышление, речь. В старшем дошкольном возрасте, когда уже активно развивается речь, очень важно делать упор на игры, направленные на развитие самостоятельности и активности мышления.

В младшем школьном возрасте дети уже должны быть способны реализовывать основные логические операции: сравнение, обобщение, классификация, анализ и т. д. Они являются фундаментом дальнейшей образовательной деятельности.

Развитию логического мышления способствуют следующие методы:

  1. Метод развивающего обучения формирует педагогический процесс так, чтобы у учеников были возможности для проявления самостоятельности в формировании выводов, формулировании правил и умозаключений. Кроме этого, педагогу важно суметь сделать переход в младшем школьном возрасте с конкретных житейских понятий на абстрактные и научные понятия. Понятно, что приходя в школу, ребенок уже имеет какой-то усвоенный набор понятий, но педагог учит видеть в житейском понятии два пласта: формально-абстрактное представление о каком-то классе предметов, либо научное представление, отражающее систему существенных свойств предмета.
  2. Метод проблемного обучения также способствует развитию логического мышления. Это такой метод обучения, при котором моделируется некоторая проблемная ситуация, в которую сознательно помещаются определенные познавательные трудности, которые ребенок последовательно должен разрешить, что решить всю ситуацию. Познавательные трудности заключаются в том, что у ребенка возникает несоответствие имеющихся у него познавательных инструментов и требуемых по задаче инструментов. Это формирует способности к творческой деятельности, поискам неординарных решений

Кроме этого, конечно же важно первоначально адекватно сформировать познавательный интерес у ребенка, поддерживать его первые шаги, способствовать его познавательным интересам.

Индивидуализация обучения также является важным фактором развития логического мышления, а ориентация на совокупность детей усредняет их способы мышления, ввиду чего возникает тенденция к формированию среднего уровня познавательного интереса.

Дата последнего обновления статьи: 04.04.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot