Подростковый возраст — это период, не имеющий точных границ. В соответствии с общей периодизацией он наступает в 12 лет и продолжается 2–3 года до 14–15 лет. Иногда происходит смещение его рамок, и он становится более коротким или же затягивается.
Характеристика подросткового возраста
Несмотря на зависимость от некоторых сугубо индивидуальных факторов, у каждого подростка в той или иной мере могут проявляться основные проблемы пубертатного периода. Это проблемный возраст, которому сопутствует кризис и различные психологические угрозы личности.
В процессе полового созревания тело подростка меняется и начинает приобретать черты, характерные для взрослого человека. В это время подросток уже не является ребенком, но и не считается взрослым. Он не знает, каким образом ему оценивать свои внешние данные, ориентируясь при этом на высказывания окружающих людей.
Самооценка подростков зависит от других людей. Если они получают неудовлетворительную оценку, то могут замыкаться. Эта проблема подросткового возраста оказывает влияние на принятие себя и представляет собой одну из важнейших проблем этого периода.
Категоричность и упрямство становятся характеристиками, которые мешают подростку выстраивать отношения. В пубертатный период ребенок делит мир на две стороны: «хорошо» и «плохо». В это время для него не существует компромисса и наступает эмоциональная нестабильность.
В противовес бескомпромиссному решению начинает выступать нестабильный эмоциональный фон. Этот процесс проявляется как резкая смена настроения, желание привлечь к себе внимание, демонстрация полной независимости, противостояние определенным авторитетам и др.
Психологические угрозы личности подростков
Психологические угрозы отличаются от экологических, террористических и технократических угроз. Для них характерны следующие особенности:
- Меньшая «заметность», трудный контроль со стороны тех, кто несет ответственность за безопасность подростка и озабочен проблемой его психологического здоровья;
- Чрезвычайно субъективная оценка по силе воздействия на психику: у подростков разная степень эмоциональной чувствительности и ранимости (то есть то, что кажется абсолютной нормой или безопасным для одного человека, для другого может обладать разрушительным влиянием);
- Глубокое переживание подростками.
Подростки очень глубоко переживают психологические угрозы. Часто в этом нет внешнего и видимого проявления до некоторого времени, пока не произойдет накопление достаточного числа обид для психического взрыва. Поведение подростка проявляется в этом случае в открытых конфликтах, эмоциональном срыве, протестах, аддиктивном поведении.
Опасной особенностью психологических угроз становится то, что они действуют постоянно и «безнаказанно» на протяжении долгого промежутка времени. Их источником при этом становятся непредсказуемые и трудно устраняемые обстоятельства.
Как и в рамках семьи – самые близкие люди иногда становятся друг для друга источником страданий, так и в школьной жизни – самый озабоченный развитием и обучением ребенка человек (учитель) может стать причиной детского невроза, ненависти к учебе и отсутствию веры в себя. Эта особенность считается опасной, так как не позволяет открыто признавать и честно обсуждать психологические угрозы в образовательной среде.
Угрозы, действующие на психику малыша в дошкольном учреждении или на поведение подростков в школе, связаны со скукой или, напротив, с предельным напряжением умственных сил ребенка. Это может происходить на уроках и в ходе выполнения домашнего задания.
Психологические угрозы системы образования связаны с изматывающими, издергивающими нервную систему детей умственными, эмоциональными и физическими перегрузками. В последнее время также можно наблюдать учительский и родительский «психоз», связанный с хорошими оценками.
Психологические угрозы также включают:
- Многолетние временные цейтноты на уроках;
- Сложности выполнения домашних заданий;
- Формализм программного знания;
- Нервозность школьной обстановки, где присутствует торопливость, напряжение;
- Поощрение конкурентных отношений между школьниками;
- Отсутствие доверия к ребенку и его желанию учиться.
Если обратиться к работам современных психологов и физиологов, то этот список можно дополнить перечнем так называемых школьных факторов риска. Они остаются устойчивыми и трудно преодолимыми на протяжении многих лет во всех учебных учреждениях мира и включают стрессовую тактику педагогического воздействия, отсутствие соответствия между методиками и технологиями, нерациональную организацию образовательного процесса и др.
Угрозы в образовательной среде
Образовательная среды — это часть жизненной и социальной среды человека. Для подросткового возраста характерны угрозы личности в учебном заведении, которое является социальным институтом общества.
Угрозами в образовательной среде могут стать недостаточное обеспечение преподавательскими кадрами, низкая обеспеченность материально-технической базы, низкая степень активности школьников и педагогов. Многие факторы риска становятся угрозой для образовательной среды и развития личности ее участников.
Одна из значимых психологических опасностей в образовательной среде представлена неудовлетворенностью важной базовой потребности в личностно-доверительном общении. Следствием этого становится склонность к деструктивному поведению, негативизм в отношении образовательного учреждения и нарушение психического и физического здоровья.
Психологическое здоровье в разные возрастные периоды проявляется различным образом, но всегда рассматривается в рамках позитивных психологических характеристик и качеств. Для подростка характерно мятежное стремление к самопониманию, самовыражению и самоутверждению.
Различные психологические проблемы подростков в определенной степени будут проявляться на протяжении всего периода. Подростковая агрессия становится одной из угроз в рамках школы. Она представляет собой агрессивное поведение в отношении себя и окружающих. Этот процесс вызван, как правило, переходным (пубертатным) периодом.