Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Психологические проблемы леворуких детей в школе

Определение 1

Леворукость – это личностная особенность организации работы рук, которая подразумевает доминирование левой руки над правой, т. е. предпочтение левой руки в качестве основной рабочей, вследствие особенностей функциональной асимметрии полушарий головного мозга.

Леворукость не является патологией или недостатком в физическом или психическом развитии, она представляет собой индивидуальную особенность ребенка, которую очень важно учитывать в процессе его воспитания и обучения.

Психологические особенности леворуких детей

При ппоступлении ребенка в первый класс психологи и педагоги с особой осторожностью относятся к тем детям, у которых ведущей рукой является левая рука. Это обусловлено тем, что леворукие дети испытывают особые сложности в процессе адаптации к школьному обучению. Если не предпринять своевременных мер, то адаптация может растянуться на несколько лет.

При поступлении леворукого ребенка в начальную школу, педагоги, психологи и родители должны учитывать следующие психологические особенности такого ребенка:

  • Морфологические особенности, связанные с тем, что строение левой руки несколько отличается от строения правой руки (левая рука несколько больше правой, вены более развиты на тыльной стороне левой руки, ноготь мизинца чуть шире, чем на правой и т.д.).
  • Психофизические особенности – характеризуются плохой зрительно-двигательной координацией, возможными речевыми нарушениями, наличием ряда особенностей в пространственном восприятии и т.д.
  • Эмоционально-психологические особенности – представлены повышенной эмоциональной чувствительностью, ранимостью, высокой утомляемостью, высоким уровнем креативности и художественного творчества и т.д.
Замечание 1

Таким образом, указанные психические особенности леворукого ребенка требуют особого подхода со стороны педагогов и психологов школы. В случае, если учитель с самых первых дней пребывания ребенка в школе, уделит ему чуть больше внимания, то это поможет ребенку почувствовать себя увереннее.

«Психологические проблемы леворуких детей в школе» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Основные психологические трудности леворуких детей, связанные с обучением

Главные проблемы, которые возникают у леворуких детей в процессе школьного обучения, это проблемы связанные с овладением письмом, чтением и счетом. Обусловлено это не только тем, что дети пишут левой рукой, но и особенностями пространственного восприятия, зрительной памяти и зрительно-моторной координацией, которые очень часто встречают у леворуких детей.

Основные проблемы у леворуких детей, возникающие в процессе обучения в школе:

  1. Сложности с восприятием и запоминанием сложного написания букв, в результате чего ребенок не успевает за общим темпом обучения и как следствие снижается объем усвоения учебной программы.
  2. Нарушение формирования правильного зрительного образа цифр и букв. Очень часто леворукие дети путают количество элементов, которые необходимо написать, в результате чего они либо не дописывают буквы, либо приписывают лишние элементы.
  3. Сложности в построении геометрических фигур на плоскости. Например, леворукий ребенок может начертить вместо квадрата ромб и не заметить своей ошибки.
  4. Проблемы с написанием диктантов. Процесс овладения списывания текстов (копирование) происходит легче, чем письмо под диктовку.
  5. Проблемы с почерком. Очень часто у левшей неустойчивый почерк. Также может отмечаться возникновение и развитие дисграфии.
  6. Сниженный темп письма.

В настоящее время современная школьная педагогика рекомендует учитывать психологические особенности леворуких детей при организации воспитательно-образовательного процесса. Кроме того, в отличие от советского времени, когда одной из задач педагога было переучить леворукого ребенка, современная школа нацелена на то, что создать для него оптимальные условия для обучения. В этой связи разрабатываются и реализуются программы индивидуального обучения леворуких детей, задача которых помочь ему не только в процессе обучения, но и в процессе адаптации к условиям правоориентированного мира.

Психологические проблемы, возникающие в связи с переучиванием детей в младшем школьном возрасте

Отказ современных педагогов от переучивания леворуких детей обусловлен тем, что процесс переучивания почти никогда не проходит без последствий для ребенка.

Замечание 2

Выявление того, какая рука преобладает у ребенка, осуществляется в период дошкольного детства или в период поступления в школу. Раньше всего леворукость обнаруживают в тех семьях, в которых данное явление является наследственным.

Очень часто родители и воспитатели стремятся переучить леворукового ребенка еще в период его дошкольного детства. Объясняют они это тем, что стремятся оградить его от предстоящих проблем. Особенно это характерно для семей, где нет левшей.

Как показывает практика советского периода, где процесс переучивания был обязательным, дети, подвергшиеся насильственному переучиванию, сталкиваются со следующими психологическими проблемами:

  1. Астенический невроз – сопровождается повышенной утомляемостью, истощением нервной системы и резким снижением работоспособности. Так, ребенок может достаточно активно работать на первых уроках, а затем у него снижается уровень внимательности, возникает двигательная расторможенность. Особую сложность вызывают задания, которые связаны с письмом.
  2. Страхи и тревожность, в основе которых заложена боязнь посещения школы. Особо высок уровень тревожности у ребенка, если ему предстоит письменная контрольная или диктант. Усугубляется это тем, что дети считают такие страхи нормой и не стремятся ими делиться со взрослыми, и тем более, их как-то преодолевать.
  3. Навязчивые состояния – особенно часто возникают в тех семьях, где родители придают большое значение леворукости и процессу переучиванию. Если родители часто обсуждают леворукость ребенка, считая ее большой проблемой, то это может привести к развитию навязчивых состояний, особенности, если у ребенка не получается выполнять действия правой рукой.
  4. Невротический энурез. Энурез порождает чувство вины, боязнь неизбежности наказания. Так к проблемам, связанным с переучиванием и школьными неудачами, прибавляются и эти неприятности.
  5. Невротическое заикание. Заикание может сочетаться со страхами, энурезом и различными тиками.
  6. Невротические тики - мигание, облизывание губ, наморщивание лба, подергивание носом.
Замечание 3

Таким образом, специалисты советуют не переучивать ребенка-левшу, с целью сохранения его стабильного психологического состояния. Правильный выбор тактики совместной помощи ребенку родителями, воспитателями или учителями определит успех общих усилий.

Дата последнего обновления статьи: 22.12.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot