Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Особенности современного первоклассника

Особенности современного первоклассника

Ежегодно в школах появляется все большее число неуспевающих детей, которые не могут справиться с программой обучения. Таким детям необходимо уделять много внимания со стороны педагогов, психологов, так как отставание отрицательно сказывается на их интеллектуальном и личностном развитии.

Современные первоклассники обладают следующими особенностями:

  • большая разница в умственном и физиологическом развитии. Сегодня отсутствуют классы с ровным контингентом учеников;
  • дети широко информированы практически по любым вопросам, но информация не имеет системы;
  • современные дети обладают выраженным ощущением своего «Я», свободным и независимым поведением, высокой самооценкой;
  • дети не доверяют словам взрослых, у них отсутствуют авторитеты;
  • современные дети имеют более слабое здоровье, чем преыдущие поколения;
  • дети не играют в коллективные «дворовые» игры, на смену им пришли телевизоры, компьютеры и телефоны. Соответственно, у детей не развиваются навыки общения со сверстниками, они плохо понимают, как себя вести в тех или иных ситуациях, какие нормы поведения приняты в обществе.

Поступление ребенка в школу связано с определенным набором трудностей привыкания к школьной жизни, одна из причин этого – психологические особенности детей 6-7 лет, например, несформированность произвольной деятельности, отсутствие навыка учебной деятельности и сотрудничества, недостаточное развитие саморегуляции поведения, большая эмоциональность в общении и пр.

Причины неуспеваемости детей в начальной школе

Причин неуспеваемости в первом классе масса, они тесно взаимосвязаны между собой, всю их массу можно условно подразделить на биологические, социальные и психологические причины.

Одна из наиболее распространенных причин ранней неуспеваемости заключается в том, что дети, приходя в первый класс, еще не достигли уровня школьной зрелости. Это могут быть дети шести лет, которых родители решили не задерживать в детском саду, или дети семилетнего возраста, умственный возраст которых несколько меньше их реального «паспортного» возраста.

Вторая причина также из биологической группы – соматически ослабленные дети. Их школьная зрелость не подвергается сомнениям, как и интеллектуальный уровень, календарный возраст соответствует обучению в первом классе, но они очень часть пропускают занятия по болезни и быстро утомляются. Этим детям необходим специальный режим и система реабилитационно-закаливающих мероприятий. Это же дети, имеющие врожденные или приобретенные нарушения развития.

«Особенности современного первоклассника» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Еще одна биологическая причина неуспеваемости – леворукость. Правополушарные люди имеют особый взгляд на мир, часто они обладают тонким, художественным и интуитивным восприятием действительности.

Еще одна подгруппа биологических причин – наличие неврологического диагноза. ЗПР, умственная отсталость, СДВГ или гиподинамический синдром, последствия ММД. Все коррекционные и лечебные мероприятия должны производиться в тесном взаимодействии с лечащим врачом.

К социальной группе можно отнести следующие причины:

  • педагогическая запущенность ребенка, причем не обязательно это дети неблагополучных родителей-алкоголиков или наркоманов. Такие дети могут встречаться в абсолютно благополучных семьях;
  • плохое обучение в школе – непрофессиональный педагог, его личные проблемы, которые он проецирует на детей. Конфликты между педагогом и родителями, которые сказываются на ребенке. Нездоровая атмосфера в классном коллективе;
  • неправильно подобранная программа обучения. Например, ребенка без выраженных способностей отдают на обучение в профильный математический класс;
  • конфликты ребенка с одноклассниками, неумение выстраивать с ними полноценные отношения.

Сегодня одной из самых распространенных проблем, с которой сталкиваются практически все учителя начальной школы, является проблема поведения (агрессия, тревожность, гиперактивность). На уроках такие дети невнимательны, легко отвлекаются, а на перемене они стремятся разрядить скопившееся в них напряжение беготней, криком и пр. Постепенно это приводит к их изоляции, так как часто это все сопровождается вспышками гнева в адрес одноклассников.

Портрет гиперактивного ребенка выглядит следующим образом:

  • чрезмерная подвижность, вспыльчивость, раздражительность и безответственность;
  • ребенку трудно долгое время сидеть на одном месте и молчать;
  • плохая координация и недостаточно развитый мышечный контроль;
  • трудности в концентрации внимания, большое количество задаваемых вопросов.

Педагогам можнодатьследующие советы в работе с гиперактивными детьми:

  • желательно проводить занятия в первой половине дня, максимально сократить рабочую нагрузку или дробить ее на мелкие части;
  • использовать физминутки;
  • соблюдать максимальное спокойствие;
  • снизить требование к аккуратности в начале работы для формирования чувства успеха;
  • сажать ребенка за первую парту ближе к себе;
  • использовать тактильные контакты;
  • заранее договариваться о каких-либо действиях;
  • давать короткие и четкие инструкции;
  • пользовать гибкую и систему поощрений и наказания, поощрять сразу, не откладывать на будущее.

Портрет агрессивного ребенка:

  • нападает на детей, бьет их, обзывает, портит личные вещи;
  • использует в речи грубые выражения;
  • привлекает внимание взрослых и сверстников;
  • отличается подозрительностью и осторожностью;
  • перекладывает вину за затеянную ссору на других детей.

К правилам работы с агрессивными детьми можно отнести:

  • внимательность к нуждам и потребностям таких детей;
  • демонстрация моделей неагрессивного поведения;
  • последовательность в наказаниях ребенка, наказания за конкретные поступки;
  • наказание не должно унижать ребенка;
  • обучение приемлемым способам выражения гнева, расширение поведенческого репертуара ребенка;
  • обучение распознаванию своего эмоционального состояния и состояния окружающих людей, развитие способности к эмпатии;
  • отработка навыка реагировать в конфликтной ситуации.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 31.03.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot