Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Психологические предпосылки конфликтов в коллективе

Понятие конфликта в коллективе

Определение 1

Конфликт ‒ это противоречие, появляющееся между людьми (группами людей) в ходе их совместной трудовой деятельности из-за противоположности интересов или непонимания, отсутствия согласованности между двумя и более сторонами.

К негативным, деструктивным сторонам конфликтной ситуации, разрушающим отношения на межличностном уровне, общность коллектива, относятся:

  • поляризация оценочных мнений партнеров;
  • направленность к расхождению начальных позиций;
  • устремление вынудить партнера к невыгодному для него решению;
  • обострение конфликтной ситуации;
  • отказ от разрешения исходной проблемы;
  • болезненные формы разрешения ситуации конфликта.

При деструктивном разрешении конфликтной ситуации взаимоотношения его счете участников могут стать в перспективе напряженными, если переживаются ощущения обиды и негодования хотя бы одной из сторон. Это может приводить к понижению его самооценки и самоуважения. Так же неудовлетворенность от формы разрешения проблем межличностного характера проявляет негативное воздействие на здоровье сторон, которые конфликтуют.

Конструктивное, т. е. положительное значение межличностный конфликт обретает, когда он проясняет взаимоотношения между враждующими сторонами и стимулирует нахождение новых направлений развития коллектива, личностных качеств участников конфликта.

Условия, предрасполагающие к конфликту

Замечание 1

Имеются объективные и субъективные обстоятельства, которые предрасполагают к конфликтной ситуации.

Объективные обстоятельства формируют только потенциальную возможность зарождения конфликтной ситуации ‒ почву, на которой они могут образоваться и формироваться. Будут ли негативные объективные предпосылки предметом конфликтной ситуации, зависит от того, насколько они уравновешиваются прочими объективными обстоятельствами деятельности коллектива или преобладают над ними и с какими субъективными предпосылками конфликтной ситуации они соединяются.

К объективным условиям принадлежат: плохие условия труда; неблагоприятное содержание труда (монотонность или, наоборот, завышенная интенсивность); нечеткое распределение обязанностей и прав между сотрудниками или их несоответствие друг другу, не связанность объемов ответственности и власти и др.

«Психологические предпосылки конфликтов в коллективе » 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

В качестве субъективных предпосылок конфликта выступают: отрицательные приемы деловых контактов, «психологические игры»; особенности личностного плана людей, участвующих в процессе общения: характерные ошибочные поведенческие тактики, активизирующие эмоциональный протест у собеседника и побуждающие возрастание деструктивности конфликтной ситуации.

Выделяют личностные особенности, которые могут являться субъективными предпосылками конфликта:

  • Во-первых, это такие психологические черты, по которым партнеры резко отличаются между собой. В качестве предпосылки конфликтной ситуации могут выступать не только индивидуальные, но и групповые отличия ‒ на данной почве формируются многие межнациональные и межгрупповые конфликты.
  • Во-вторых, к конфликтам может предрасполагать недостаток общей культуры и психологической культуры общения.
  • В-третьих, существуют и специфические, личностные особенности ‒ степень конфликтности или не конфликтности личности.

Социально-психологические предпосылки конфликта в коллективе

Конфликт, несмотря на объективный характер, имеет в собственном основании и социально-психологические предпосылки, которые находятся в отношениях между людьми. Течение общения в коллективе обусловливается трудовой деятельностью, но ею не ограничивается.

Динамика отношений в коллективе по накалу эмоций подчас может напоминать кипение страстей в достаточно темпераментных семьях. И это не случайно, так как в коллективе люди не могут подбирать себе коллег, не могут по желанию уединиться в отдельной комнате, и потому общение часто носит вынужденный характер.

В рабочей группе могут быть и служебные романы, проявления мести и чувства зависти. прямое воздействие властных структур и проходящие в обстановке позитивной и негативной стимуляции не всегда нормально устроенной трудовой деятельности. На все это могут накладываться отношения в семьях, социальная ситуация в стране и многое другое. Это формирует социально-психологические предпосылки конфликтной ситуации, к которым, прежде всего, причисляют:

  1. Неблагоприятный социально-психологический климат, в котором нет ценностно-ориентационного единства и невысокая сплоченность коллектива. Негативная психологическая атмосфера в коллективе (она может быть обусловлена формированием противоборствующих объединений, культурными, эстетическими отличиями людей, действиями руководителя и т. д.) представляется неблагоприятным фоном для понимания текущих производственных проблем, что порождает споры «на пустом месте».
  2. Аномия социальных норм, которые являются принятыми в обществе и в организации. Аномия как несогласованность принятых и соблюдаемых норм социального характера формирует двойные стандарты, когда личность требует от других установленного стиля поведения, которого не придерживается сама: кому-то из работников все прощается, с кого-то спрашивается; кто-то без изъяна, а кто-то ‒ концентрирование всех возможных изъянов и т. п.
  3. Несогласованность социальных ожиданий с выполнением обязанностей функционального уровня и реализацией социальных ролей зачастую появляется за счет того, что ожидания складываются на основании потребностей ожидающего человека, о которых воспринимаемый субъект может и не подозревать.
  4. Когнитивный диссонанс в отношениях между руководителями с сотрудниками. Когнитивный диссонанс есть неблагоприятное побудительное состояние, образующееся в условиях, когда субъект одновременно располагает двумя психологически разноречивыми суждениями об одном объекте.
  5. Конфликт поколений сопряжен с отличиями в жизненном опыте и манере поведения. Молодости присуща категоричность суждений и жесткость взглядов в силу отношения к жизни как к чему-то бесконечному и твердой уверенности в том, что все можно переделать.
  6. Барьеры в общении. Следующая трудность, которая может появиться в ходе общения и может воздействовать на формирование конфликтной ситуации, это то, что часто люди, разговаривая, не понимают друг друга. Порой данные барьеры появляются неосознанно в силу неумения общаться и сосредоточении на своих переживаниях и мыслях, а иногда ставятся специально, преднамеренно усложняя партнеру процесс общения.
  7. Наличие в неформальной структуре коллектива деструктивного лидера.
  8. Сложности социально-психологического приспособления новичков в коллективе. В данный период группа весьма нестабильна и легко откликается на отрицательные воздействия как извне, так и изнутри.
  9. Особенное место среди факторов конфликтной ситуации занимает так называемая респондентная агрессия, когда возмущение ориентировано не на источник страдания, а на близких людей, коллег. Гнев срывается на более приемлемый объект, который располагается поблизости и от нанесения вреда, которому агрессор пострадает в наименьшей степени, чем сорвавшись на того человека, который данную агрессию вызвал.
  10. Разница в уровне формирования интеллекта представляется предпосылкой конфликтной ситуации в связи с ее проявлением в поведении людей в процессе общения. Снисходительное отношение, категоричность, напоминание о какой-то проигранной ситуации и т. п. ‒ все это вызывает негативную реакцию у окружающих и служит благоприятной средой для зарождения конфликтной ситуации.
Замечание 2

Таким образом, конфликт имеет в своем основании предпосылки социально-психологического характера, которые заложены в отношениях между людьми в коллективе.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 05.07.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot