Сущность понятия «предиктор»
Предиктор – это некий показатель, средство прогнозирования, который указывает на возможность появления какого-либо события.
Термин переводится, как прогнозировать, предсказывать и предполагает два разных значения, т.е. имеет широкий и узкий контекст.
В широком смысле слова предиктор понимается как исходная характеристика человека и его окружения. На основании этой характеристики делается попытка предсказать искомую характеристику этого же человека. В узком смысле – это появление дополнительных ограничений, связанных с количественным выражением и оценкой статистической достоверности прогноза.
Если регрессивный анализ использовать как метод построения прогноза предикторами, то появляются независимые переменные, изменения которых изменяют другие зависимые переменные – это отклики.
Исходя из прогнозируемых эффектов, выделяют четыре основных вида предикторов:
- межуровневые,
- онтогенетические,
- профессиональные,
- клинические.
Для построения предикторов используются признаки (независимые переменные), получить которые можно из двух источников, к которым относятся:
- во-первых, собственные характеристики человека, включающие широкий набор психологических и физиологических составляющих от соматотипа до стиля общения;
- во-вторых – факторы физической и социальной среды существования человека.
Если предикторы объединяют действие нескольких факторов, т.е. независимых переменных, то их информативность будет больше – это комплексные предикторы. Процедура их построения заключается в поиске информативных признаков и их последующая интеграция в комплексные предикторы психологических свойств.
При этом используется многомерный статистический анализ.
В комплексный предиктор уже в ходе статистической обработки можно включить непосредственно характеристики человека и значимые компоненты среды для формирования целевого признака.
На формирование индивидуальной траектории профессионального развития влияют такие важные психологические предикторы как Я-концепция, жизнестойкость, терпимость к неопределенности, коммуникативность, уровень притязаний, эмоциональная увлеченность, мотивация, целеполагание, креативность, самоконтроль и другие переменные, которые являются фундаментом развития потенциальных возможностей человека и карьерного роста.
Профессиональное развитие человека, считает С.А. Дружилов, идет из единства процесса его психического развития и этапов профессионального пути. На любом предшествующем пути идет формирование ресурсов и резервов для последующего профессионального развития. Этот процесс кумулятивный и результат предшествующего развития трансформируется и включается в следующий.
Автор считает, что эффективность труда играет системообразующую роль в рабочем процессе и отражает особенности системных связей, возникающих между отдельными компонентами индивидуального ресурса профессионального развития. Психологический потенциал человека с его возможностями и ограничениями служит исходной информацией для инженерно-психологического и эргономического обеспечения создания современных средств профессиональной деятельности.
Повысить точность прогноза в психологии профессиональной деятельности позволяет вычисление психологических предикторов, которые дают возможность оценить сравнительный вклад факторов в прогноз и его эффект.
Психологические предикторы индивидуального развития
От стабильности психологических особенностей человека зависит возможность прогнозирования его индивидуального развития. Прогноз важен для решения многих прикладных задач.
Профессиональный отбор, консультирование, дифференцированное обучение предполагают, что практический психолог имеет основания прогнозировать дальнейшее развитие ребенка и взрослого. Поэтому в разных областях психологии идут поиски надежных предикторов индивидуального развития, т.е. поиски тех признаков, которые позволяют строить прогноз.
Эту задачу можно реализовать с помощью оценки корреляционных связей, оценки принадлежности к одной и той же группе в разных возрастах, с помощью регрессионного анализа.
Построить прогноз можно применительно к разным задачам – академической успеваемости, интеллектуальному развитию, асоциальному поведению и др.
Сделав анализ работ, выполненных с 1917 г, Дж. Моу Р. Канна, пришли к выводу, что для успешного обучения в колледже прогностические возможности обычных предикторов, такие как школьные отметки и тестирование при поступлении, являются крайне низкими. Причину они видят в том, что в качестве предикторов были взяты только когнитивные характеристики, без учета стремления к данной деятельности, т.е. не учитывались личностные переменные.
Два других автора, У.Гастин и Л. Корраза, выяснили, что для академической успешности лучшим предиктором является сочетание способностей к вербальному и математическому рассуждению. Другая серия исследований посвящалась прогнозу психического развития у детей различных групп риска и психического развития здоровых детей.
В большинстве случаев лонгитюдные исследования не включают характеристики родителей, среды обитания и др. В результате оказалось, что развитие интеллекта с 2-х до 4-х лет можно предсказать по особенностям личности матери, её стилем взаимодействия с ребенком, элементами домашней среды, включая физические характеристики и индивидуальные особенности ребенка.
В возрасте с 4-х до 8 лет происходит изменение предикторов – ими становятся материнская социальная поддержка, взаимодействие с ребенком в предыдущем периоде и особенности поведения ребенка в детском дошкольном учреждении.
Таким образом, имеющиеся данные говорят о принципиальной возможности прогнозирования индивидуального развития.
Психологическое содержание кризисов профессионального развития
В становлении, формировании и развитии личности большую роль играет деятельность, в процессе которой формируются соответствующие мотивы, и человек в осваиваемой деятельности находит стороны, способные удовлетворить его разнообразные потребности.
Рисунок 1. Этапы и кризисы профессионального развития. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Но, на любой стадии профессионального становления могут возникнуть разнообразные проблемы, например, не удачный опыт адаптации к профессии, неудовлетворенность карьерой, занимаемой должностью, своим профессиональным статусом и др.
Данные проблемы можно увидеть в тех ситуациях, когда представления человека о профессии и своей роли в организации не совпадают с реальностью.
В этих случаях результатом становятся профессиональные кризисы, дезадаптация, конфликты, стагнация.
Согласно модели Д. Холланда для выявления профессионального типа личности выделяется шесть базовых типов:
- реалистический,
- интеллектуальный,
- социальный,
- конвенциональный,
- предпринимательский,
- артистический.
Кризисные явления отражаются на профессиональной деятельности работников организации и вызывают кризис персонала, факторами которого являются низкая производительность труда, текучесть кадров, нарушение трудовой дисциплины.
Также причинами могут быть недостаточная мотивация, низкая социальная защищенность или её отсутствие, низкая квалификация сотрудников.
Первыми симптомами кризиса являются отрицательные тенденции в динамике трудовых показателей, конфликты, сложный морально-психологический климат и др.
Насколько выражен профессиональный кризис, можно изучить с помощью опросника М.Д. Петраш «Факторы профессионального развития».
Влияние социальных факторов на возникновение профессионального кризиса рассматривается на основании специально составленных анкет, а индивидуально-личностные характеристики изучаются с помощью методик – самоактуализационного теста (САТ) Э. Шострома и «Копинг-теста» Р. Лазаруса.
В опроснике «Факторы профессионального развития» выделяется две группы параметров – показатели профессионального развития личности и факторы, оказывающие влияние на эти показатели.
К этим параметрам относится психофизиологическое восстановление и ряд социально-психологических факторов – самоконтроль поведения, целеустремленность, межличностное взаимодействие.
На кризисный характер профессиогенеза указывают низкие показатели профессионального развития.
К показателям профессионального развития относится удовлетворенность профессиональной деятельностью, чем показатели выше, тем лучше, самореализация в профессии, где высокие показатели говорят о наличие смысла в профессиональной деятельности.
Показатели профессионального функционирования включают такой фактор, как «психофизиологический потенциал», отражающий уровень резервных возможностей и способность к восстановлению.
Фактор «целеустремленность», отражает наличие активной жизненной позиции, а фактор «самоконтроль поведения» отражает способность человека к организованности, «фактор «межличностного взаимодействия», отражает коммуникативные способности профессионала.