Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Взаимосвязь копинг-стратегий и уровня эмоционального выгорания у медицинских работников

Все предметы / Психология / Взаимосвязь копинг-стратегий и уровня эмоционального выгорания у медицинских работников

Сущность эмоционального выгорания у медицинских работников

Определение 1

Эмоциональное выгорание – это эмоциональное, физическое и психическое истощение, развивающееся в результате длительного воздействия на психику человека стресса и стрессовых ситуаций в ходе его профессиональной деятельности.

Как показали проведенные психологами исследования, чаще всего синдрому эмоционального выгорания бывают подвержены работники социальной сферы, педагоги и медицинские работники.

Синдром эмоционального выгорания у медицинских работников характеризуется:

  • Ухудшением взаимоотношений с родственниками и коллегами.
  • Нарастанием негативного отношения к пациентам.
  • Злоупотреблением кофеином, никотином и алкоголем.
  • Утратой чувства юмора, постоянным ощущением чувства вины или неудачи.
  • Повышением уровня раздражительности.
  • Возникновением желания изменить вид деятельности, «уйти» из профессии.
  • Возникновением рассеянности, нарушениями сна, снижением иммунитета.
  • Повышением общего уровня утомляемости, ощущением чувства усталости на протяжении всего рабочего дня.

В настоящее время существует несколько версий, которые объясняют причины возникновения и развития эмоционального выгорания у медицинских сотрудников.

К причинам эмоционального выгорания относят:

  • Наличие проблем в организации и условиях труда медицинских работников.
  • Личностные особенности медицинских работников, например, такие как низкая самооценка, высокий уровень невротизма, тревожность.
  • Завышенные требования к себе как специалисту и профессионалу в области медицины.
Замечание 1

Таким образом, под эмоциональным выгоранием у медицинских работников понимается определенное состояние, характеризующееся эмоциональным, психическим и физическим истощением, которое развивается вследствие хронического неразрешенного стресса на рабочем месте.

Стадии и симптомы эмоционального выгорания у медицинских работников

Симптомы эмоционального выгорания у медицинских работников целесообразно рассматривать в соответствии с фазами, описанными В.В. Бойко в 2011 году.

Готовые работы на аналогичную тему

Симптомы и фазы эмоционального выгорания у медицинских работников (автор В.В. Бойко, 2011 год):

  1. Фаза «напряжения». Характеризуется следующими симптомами:

    • переживание разнообразных психотравмирующих факторов, которыми насыщена профессиональная деятельность медицинских работников;
    • неудовлетворенность собой как профессионалом, в случае, если медицинский работник желает, но не может оказать помощь всем, кто в ней нуждается;
    • симптом «загнанности в клетку», когда психотравмирующие обстоятельства начинают усиленно давить на специалиста, в результате чего у него возникает чувство безысходности.
  2. Фаза «резистенции». Выделение данной фазы является условным, она наступает тогда, когда специалист начинает осознанно или бессознательно стремится к психологическому комфорту, посредством использования всех доступных ему средств. Формирование самозащиты осуществляется на фоне следующих симптомов:

    • неадекватная эмоциональная реакция на различные психологические ситуации, как положительные, так и отрицательные;
    • эмоционально-нравственная дезориентация, которая проявляется в том, что специалист начинает проявлять неадекватное отношение с коллегами;
    • расширение сферы экономии эмоций, как основной способ защиты профессионала от стресса и ежедневных стрессовых ситуаций;
    • попытка сократить или облегчить свои профессиональные обязанности, особенно те, которые требуют от специалиста больших эмоциональных затрат
    • ощущение того, что уже не способен оказывать необходимую эмоциональную поддержку субъектам своей профессиональной деятельности (пациентам);
    • личностная отстраненность от проблем пациентов;
    • отклонения психического и физического самочувствия.

Таким образом, эмоциональное выгорание у медицинских работников развивается поэтапно. Каждый из этапов имеет характерные симптомы и признаки, вызванные конкретными факторами.

Особенности проявления копинг-стратегий у медицинских работников и их взаимосвязь с эмоциональным выгоранием

Определение 2

Копинг-стратегия – это способ, в соответствии с которым индивид осуществляет взаимодействие с окружающей ситуацией, соотнося ее с собственной значимостью в жизни и логикой.

Копинг-стратегия медицинского работника представляет собой динамично меняющуюся поведенческую, когнитивную и эмоциональную попытку справиться со специфическими профессиональными проблемами, которые медицинский работник рассматривает в качестве превышения или напряжения имеющихся у него профессиональных и личностных ресурсов.

Психологическое значение копинг-стратегий у медицинских работников состоит в том, что от их развитости зависит успешность адаптации специалиста к профессиональным требованиям и условиях. Копинг-поведение проявляется в том случае, когда медицинский работник попадает в сложную или кризисную ситуацию.

В настоящее время активно ведутся дискуссии по поводу того, что копинг-стратегии медицинских работников являются одним из механизмов психологической защиты при стрессовых ситуациях, а также предотвращают развитие у них эмоционального выгорания.

Разграничение механизмов защиты и совладания представляет собой значительную методическую и теоретическую трудность. Защита считается внутриличностным процессом, а совладание рассматривается как взаимодействие с окружающей средой. Следовательно, поведение совладания основывается на искажении отражения.

Стратегии поведения, включающие в себя психологические защиты и совладание, являются различными вариантами процесса адаптации и подобно внутренней картине жизненного пути подразделяются на соматически, личностно и социально ориентированные, в зависимости от преимущественного участия в адаптационном процессе того или иного уровня профессиональной деятельности медицинского работника.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Сергей Юрьевич Скворцов

Эксперт по предмету «Психология»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис