Реклама — это разновидность маркетинговой деятельности, суть которой состоит в распространении на платной основе информации о некоем продукте для привлечения внимания, формирования или поддержания интереса к нему.
Особенности воздействия рекламы на человека
Один из важнейших аспектов рекламы представлен пробуждением у потенциальной аудитории желаний купить некоторый товар. По этой причине большая часть рекламы призвана быть убеждающей по своему характеру.
Сегодня особенности рекламного воздействия на человека исследуются с той целью, чтобы создавать более психологически и коммерчески эффективную рекламу. В этой ситуации психические процессы анализируются в связи со средствами отображения рекламной информации (средства воздействия на индивида).
При изучении психологического влияния рекламы на человека, воздействия рекламиста на потребителя, важно понять, что эффективность данного воздействия не может быть предопределена лишь какими-то отдельными психическими процессами. Это не могут быть характеристики психики или характеристики самой рекламы, а также только ее запоминаемость, способность привлекать внимание или вызвать позитивные эмоции.
Для понимания того, каково воздействие рекламы на человека, нужно в деталях изучить практически всю психику человека, включая совокупность психических процессов. В рекламной индустрии часто применяются методы и способы воздействия. Они могут иметь следующий характер:
- Психологический,
- Эмоциональный,
- Интеллектуальный.
В целом реклама считается социально-психологическим явлением, которое в последние годы вызывает вполне определенный круг ассоциаций в экономических, социокультурных и политических смыслах.
С помощью скрытой рекламы у производителей появляется возможность управлять поведением людей. Для этого разработаны специальные методы психологического воздействия. Подобный тип рекламы всегда привлекал политиков, менеджеров, психотерапевтов, маркетологов.
Психология скрытой рекламы
Скрытая реклама работает за счет психологического воздействия. Она представляет собой социально-психологическую активность одних людей, которая осуществляется в разных формах и различными средствами. Скрытый тип рекламного объявления направлен на людей и их группы и имеет цель в виде изменения психологических характеристик личности. Такое воздействие способно поменять взгляды, мнения, отношения, ценностные ориентации, настроения, мотивы и установки.
Проблема психологического воздействия в рекламе напрямую связана с проблемой выбора. Рекламисты могут выбирать способы организации рекламных кампаний. Для этого, например, используются специальные технологии воздействия. Психологические исследования показали, что процесс восприятия и переработки рекламной информации производится с помощью множества различных методов.
Особенности такой скрытой рекламы, в которой применяется метод гипноза, состоят в создании состояния усиленной внушаемости. Самой существенной его чертой становится требование веры в возможности гипнотизера. Теоретически использование различных технологий гипноза в рекламе возможно. Тем не менее, степень эффективности гипнотического воздействия будет зависеть от большого числа сложно контролируемых факторов.
Еще один метод скрытого воздействия представлен методом внушения. Внушение (суггестия) — это прямое и неаргументированное воздействие одного человека (суггестора) на другого (суггеренда) или на группу. В этой ситуации происходит воздействие, в основе которого лежит некритическое восприятие информации.
Внушение в скрытой рекламе обладает вербальным характером. Считается, что ребенок в большей степени поддается внушению, чем взрослый человек. В большей мере также подвержены внушению люди утомленные.
Сила рекламного воздействия находится в зависимости от такого фактора, как повторяемость. Для того чтобы достичь эффекта внушения недостаточно сообщить сведения лишь единственный раз. Следует стремиться к тому, чтобы внушаемые сообщения повторялись не один раз. При этом каждый раз рекламодатели вносят в него что-то новое, меняя способы и формы подачи содержимого.
Особенности различных типов скрытого воздействия в рекламе
Психическое заражение — это бессознательная, невольная подверженность человека соответствующим психическим воздействиям. В скрытой рекламе этот метод проявляется не благодаря осознанному принятию какой-то информации или образцов поведения, а с помощью прямой передачи какого-либо эмоционального состояния. В этом случае индивид не может испытывать преднамеренное давление. Он начинает бессознательно усваивать образцы поведения других людей и подчиняется им.
В практической деятельности феномен психического заражения в качестве метода воздействия используется в ходе проведения массовых мероприятий. Особенно эффективным он считается в молодежной среде.
Метод убеждения применяется в современной рекламе очень широко. Его особенность состоит в том, что убеждение, в первую очередь, концентрируется на интеллектуально-познавательной сфере человеческой психики. Его сущность в том, что с помощью логических аргументов сначала достигается внутреннее согласие с определенными умозаключениями. Далее на этой основе формируются и закрепляются новые установки (трансформируются старые).
В скрытой рекламе известным является феномен «25-го кадра», который обсуждают в широкой печати с середины прошлого века. Специалисты, работающие в сфере киносъемки, отметили, что вклейка «25-го кадра» чаще всего заметна на киноэкране. Они могут быть узнаваемы в случае их многократного предъявления. Вопрос механизмов психологического воздействия на подсознательную область таких методик так и не смог получить однозначного решения.
Нейролингвистическое программирование (НЛП) — это вид психологического воздействия. В скрытой рекламе часто используются методики из данного направления. По мнению многих маркетологов и рекламистов, возможности НЛП в рекламе по большей мере преувеличены.