Творчество — это созидание нового, процесс, представляющий собой механизм развития личности.
В процессе психологического изучения творчества обычно большое внимание уделяется изменению состояний человека, который создает новое.
Психологические черты и особенности творческой личности
Психологическая литература содержит две основные точки зрения на творческую личность. В соответствии с одной из них креативность или творческая способность в определенной мере присуща для каждого человека, являясь такой же неотъемлемой чертой, как способность говорить, думать и чувствовать.
Реализация творческого потенциала, вне зависимости от его масштаба, делает человека психически нормальным. Лишение такой возможности может вызвать у него невротические состояния.
В соответствии со второй точкой зрения, не всякого (нормального) человека можно считать творцом (творческой личностью). Такая позиция относится к другому пониманию природы творчества, когда кроме незапрограммированного процесса создания во внимание принимается ценность нового общезначимого результата.
Важная черта творческого человека представлена сильной и устойчивой потребностью в творчестве. Он не способен жить без творчества и видит в нем главную цель и основной жизненный смысл.
Понятие «творчество» способно указывать на деятельность личности и на сформированные ею ценности, которые из фактов судьбы могут стать фактами культуры. Учеными выделяются следующие основные особенности творческой личности:
- Склонность рисковать, смелость мыслить иначе;
- Наличие фантазии;
- Проблемное видение;
- Способность к нахождению противоречий;
- Умение переноса знаний и опыта на новую ситуацию;
- Независимость и гибкое мышление;
- Альтернативность;
- Способность управлять собой.
Творческая активность, которая связана с изменением состояния сознания, истощением и психическим перенапряжением, способна вызвать нарушения психической регуляции и поведения. Креативность и творчество являются не только большим даром, но и большим наказанием.
Почти все исследователи отметили большие различия психологических портретов ученых и деятелей искусств. Так, Сноу Р. Отмечал прагматизм ученых, а для литераторов он отметил склонность к эмоциональным формам самовыражения. Ученые и инженеры считаются более сдержанными, менее социально смелыми, более тактичными и менее чувствительными, чем деятели искусства.
В соответствии со своими творческими проявлениями деятельность бизнесмена больше похожа на деятельность ученого. В среднем ученые и бизнесмены лучше контролируют собственное поведение и менее чувствительны, чем деятели искусства.
Стадии творчества
Творчество представляет собой созидание нового и определенный механизм развития личности. Большое число наблюдений и исследований показали, что главное в творчестве происходит при осуществлении перехода от видения/слушанья/чувствования явлений к их логико-понятийному осмыслению. Это приводит к тому, что психологическим языком, который адекватно отражает процесс творчества, является язык, использующий переходы от художественного (образного) отражения исследуемых явлений к их логико-понятийному осмыслению, логико-смысловой интерпретации.
Ученые рассматривают несколько стадий творчества:
- Сознательная работа в виде подготовки (особое деятельное состояние в качестве предпосылки интуитивного проблеска новой идеи);
- Бессознательная работа в виде созревания (производится работа над проблемой, инкубация направляющей концепции);
- Переход бессознательного в сознание как вдохновение (при бессознательной работе в область сознания приходит решение, первоначально в гипотетическом виде как принцип или замысел);
- Сознательная работа как развитие идеи, включая ее окончательное оформление и проверку.
С позиции психологии особую ценность представляет сам процесс творческой работы, исследование процесса подготовки к ней, определение форм, методов и средств развития. Творчество — это целеустремленный, упорный, напряженный труд, требующий мыслительную активность, интеллектуальные способности, волевые, эмоциональные черты и высокую работоспособность.
Творчество можно характеризовать в качестве высшей формы деятельности личности, для которой необходима длительная подготовка, эрудиция и интеллектуальные способности. Творчество представляет собой основу человеческой жизни, источник всей совокупности материальных и духовных благ.
Признаки творческой личности
Основной особенностью творческой личности является потребность в творчестве, ставшая жизненной необходимостью. Гениальные люди всегда обладают болезненной чувствительностью с резкими спадами и подъемами активности. Они очень чувствительны к социальному поощрению и наказанию.
Креативность преобладает над интеллектом, поэтому активность бессознательного преобладает над сознанием. Возможно, что действие различных факторов приводит к одинаковому эффекту — гиперактивности мозга. В сочетании с креативностью и интеллектом именно это способно давать феномен гениальности.
Для творческого человека характерна независимость. Личностные стандарты для таких людей важнее, чем стандарты и суждения группы. Открытость ума для них проявляется в готовности поверить своим и чужим фантазиям, восприимчивости ко всему новому и необычному.
У таких людей высокая толерантность к неопределенным ситуациям, они проявляют конструктивную активность в данных ситуациях. Они обладают развитым эстетическим чувством, всегда стремятся к красоте.
Часто в ряду особенностей творческих личностей исследователи упоминают особенности «Я» - концепции, характеризующиеся уверенностью в собственных способностях и силой характера.
Самыми противоречивыми считаются сведения о психической и эмоциональной уравновешенности творческих людей. Психологи-гуманисты утверждают, что для творческого человека характерна эмоциональная и социальная зрелость, высокая степень адаптивности, уравновешенность, оптимизм. Тем не менее, большая часть проведенных экспериментов противоречит этому мнению.