Сущность понятия «самооценка». Формирование самооценки у детей
Самооценка – это способность личности оценивать себя, свои возможности и чувства, а также действовать на базисе этой оценки.
Формирование здоровой самооценки у детей является важным элементом в жизнедеятельности человека. Самооценка в учебной деятельности ребенка позволяет развить рефлексию. Это позволяет ребенку адекватно оценивать свои возможности и овладеть своим поведением. Адекватная самооценка помогает ребенку осознать собственную ценность при взаимодействии с другими личностями и проявлять свои эмоции и чувства.
На первых этапах самооценка формируется на базисе эмоциональной самооценки и адекватной оценки чужого поведения. Ребенок начинает судить о моральных качествах, исходя из своего поведения, которое связанно с установленными нормами в семье и коллективе ровесников. Как правило, самооценка ребенка совпадает с оценкой его родителей и близких родственников. Уже к концу дошкольного возраста у ребенка формируется правильная самооценка и самокритичность.
Формирование самооценки у детей происходит при взаимодействии со взрослыми людьми, опекающими ребенка. Поэтому от родителей или других близких родственников, которые заботятся о ребенке, зависит то, как он будет чувствовать и выражать самого себя в будущем. Реакция взрослых на слова ребенка и его поступки, а также признание его чувств и потребностей представляют собой важнейшие факторы, влияющие на уровень самооценки ребенка.
Каждая личность имеет свои индивидуальные особенности и включает в себя определенные противоречия и неоднозначность. Ребенок сталкивается с этими противоречиями в процессе взросления, познавая все стороны своей личности через различные ситуации и события. Становление здоровой самооценки у ребенка позволяет ему принять различные стороны своей личности и осознать ее целостность.
Одной из составляющих самооценки является уверенность в себе. Однако, следует различать эти два понятия. Уверенность в себе связана со способностями личности и определяет то, что личность может. Самооценка же формируется на основе достоинства личности и не зависит от ее достижений. Таким образом, для ребенка важно осознать свою ценность только потому, что он существует. Опасными являются те случаи, когда его ценность определяется его достигнутыми результатами.
Помимо уверенности в себе следует отметить наличие умений, навыков и талантов у ребенка. Если ребенок научился чему-то новому, он гордится, радуется и стремится рассказать об этом взрослому. Он ждет от взрослого, что тот воспримет это, как особенность его личности. Сам же ребенок начинает воспринимать себя, как личность, которая что-то может. Именно это чувство позволяет повысить его самооценку.
Зачастую низкая самооценка ребенка выражается в неуверенности в положительном отношении к нему родителей, близких родственников, педагогов, в стремлении и страхе привлечь к себе внимание, показать себя и быть в центре внимания.
Роль родителей в формировании самооценки ребенка
Для формирования адекватной самооценки ребенка важным элементом является признание и принятие его чувств и потребностей взрослыми. Родители или близкие родственники, воспитывающие ребенка, должны проявить желание понять и помочь ребенку в его восприятии и ощущении в окружающем мире. Однако, здесь не следует во всем потакать ребенку.
Естественным чувством у ребенка является желание оказывать влияние на жизнь семьи. В семьях, где у ребенка спрашивают, что ему хочется, формируется способность к развитию здоровой самооценки. Это помогает подчеркнуть индивидуальность ребенка, позволяет ему прислушаться к себе, улучшает взаимодействие со взрослыми.
Возникновение конфликтов может привести к перекладываю ответственности взрослого на ребенка. Примерами может служить ситуации, когда взрослые обвиняют ребенка в чрезмерной агрессивности, безнадежности, невозможностью справиться с его поведением в определенных ситуациях.
Также зачастую родители переносят опыт своего детства на отношения с их ребенком. Например, в семье, где ценность выражалась через полученные достижения, родители могут требовать от ребенка отличных оценок.
Психологические особенности самооценки детей из многодетных семей
Воспитание детей в многодетной семье имеет и положительные, и отрицательные моменты.
К положительным относят то, что старшие дети в семье учатся заботятся о младших и могут помогать родителям. Это помогает в формировании самостоятельности и ответственности. Дети в многодетных семьях быстрее обучаются навыкам ведения быта и общения в коллективе. Они более гибкие, могут уступать или отстаивать свою точку зрения.
Следует отметить, что на родителей в многодетной семье ложится большая физическая и психологическая нагрузка. Это способствует большей вовлеченности детей в домашние дела, так как родителям необходима помощь в ведении домашнего хозяйства. Приобретенные навыки ведения быта способствуют сплоченности семьи и необходимы во взрослой жизни. Однако, чрезмерная загруженность детей домашними обязанностями может оказывать негативное влияние.
К негативным проявлениям можно отнести возможность угнетения старшими детьми младших, так как внутри детского коллектива существует возрастная иерархия.
Также родители в многодетных семьях имеют мало свободного времени и возможности уделять много внимания ребенку. Их время распределено между всеми детьми в семье, где мало внимания уделяется индивидуальным потребностям и интересам. В других случаях, родители могут проявлять несправедливость к своим детям, выделяя некоторых из них, уделять им больше внимания.
Недостаток внимания к личности ребенка может привести формированию чувства тревожности у ребенка, неполноценности, синдрома дефицита внимания, ухудшать отношения между детьми в семье. Такие дети проявляют больше агрессии и капризов. Это является сигналом для родителей, что внимание не уделяется детям индивидуально. Им необходимо подчеркнуть ценность и важность каждого ребенка в жизни родителей.