Что такое адаптация?
Адаптация – это процесс приспособления индивида к условиям внешней и внутренней среды.
На сегодняшний день понятие «адаптации» достаточно распространено в различных сферах.
Если говорить именно о сфере психологии, под профессиональной адаптацией понимают непосредственный процесс вступления сотрудника в новую для него производственную область, усвоения незнакомой ему ранее социальной роли, различных норм профессиональной деятельности.
Стоит отметить, что количество человек, которые в условиях быстро изменяющихся внешних факторов вынуждены осваивать новые профессии, на регулярной основе менять основе менять работу и коллектив, непрерывно растет. Так, профессиональную адаптацию стоит рассматривать как некоторый первоначальный этап самоопределения конкретного индивидуума. Непосредственно на этом этапе человек осознает верность своего выбора или понимает свои ошибки. Например, в ходе профессиональной адаптации у сотрудника возникает вопрос: стоит ли принимать ему среду как должное и пытаться к ней приспособиться или пробовать изменять саму среду.
На сегодняшний день выделяют так называемую первичную производственную адаптацию, в рамках которой человек впервые начинает свою постоянную трудовую деятельность на определенном месте работы, и вторичную – адаптацию при смене деятельности.
Таким образом, под профессиональной адаптацией понимают полное и успешное овладение какой-либо профессией, то есть привыкание и приспособление индивидуума к содержанию труда, а также непосредственно к его условиям и организации. Такая адаптация, как правило, выражается на конкретном уровне овладения профессиональными знаниями и умениями, которые необходимы в рамках осуществления им профессиональной деятельности. Некоторые ученые считают, что под профессиональной адаптацией стоит рассматривать приспособление условных новичков к требованиям выбранной профессии, которые продиктованы соответствующей должностной инструкцией, а другие группы специалистов рассматривают профессиональную адаптацию как привыкание к характеру, режиму и условиям труда по выбранной специальности на определенном предприятии.
Психологические особенности адаптации работников
Эффективность и успешность профессиональной адаптации молодого специалиста в значительной мере зависит не только от его личностных, но и прочих психологических особенностей.
Так, например, в качестве одной из таких особенностей стоит рассматривать соответствие представлений индивидуума об предоставляемых условиях жизни и деятельности при реализации конкретного вида трудовой деятельности.
Таким образом, именно адекватность образа трудовой деятельности способствует наиболее успешной профессиональной адаптации сотрудника, и наоборот, несоответствие ожиданий индивидуума реальным условиях его предстоящей профессиональной деятельности делает его неподготовленным в психологическом плане к встрече с возможными сложностями, которые могут возникать в ходе осуществления трудовой деятельности.
Стоит отметить, что абсолютного соответствия ожиданий и реальности, как правило, сформировать не предоставляется возможным.
Проведенные исследования продемонстрировали, что в большей части ожидания неопытных специалистов совершенно не совпадают с реальностью, с которой они встретились после окончания вуза. Именно поэтому в начале своей трудовой деятельности молодые специалисты в 90% случаев сталкиваются со всяческими сложностями. Поэтому одной из важнейших проблем подготовки специалистов на современном этапе развития можно назвать формирование у студентов приземленных представлений о получаемой в вузе профессии и своих возможностях.
Особую важность в рамках непосредственного влияния на процесс адаптации приобретает такая индивидуально-личностная характеристика как в уровень и характер самооценки индивидуума. На сегодняшний день выделяют три уровня самооценки, а именно;
- высокую,
- среднюю,
- низкую.
Это в значительной степени характеризует уровень развития личности, как в целом, так и ее отдельных качеств. Стоит отметить, что по характеру каждая из перечисленных самооценок может оказаться как завышенной, так и адекватной либо заниженной, что характеризует способность личности к рефлексии в системе различного рода обстоятельства. Уровень самооценки личности оказывает особое влияние на направленность активности, а характер самооценки - на устойчивость и динамику поведения и действий личности, непосредственно на стиль ее взаимодействия с окружающей средой, на уровень самоуверенности.
Огромную роль в успешности профессиональной адаптации играет саморегуляция индивидом собственных психических состояний и поведения.
Профессиональную адаптацию неопытного специалиста можно назвать перманентным процессом преодоления внутренних и внешних сложностей различного рода, что создает стрессовые состояния, преодоление и недопущение которых требует не только дополнительных усилий, но иногда и специальной подготовленности. К тому же успешная адаптация невозможна без постоянного самообразования и самовоспитания специалиста. Все это предполагает наличие у молодого специалиста навыков саморегулирования, достаточной волевой подготовленности.
На успешность профессиональной адаптации неопытных специалистов оказывает своеобразие их индивидуально-психологических и психотипических особенностей. Значительную роль в этом играет система ценностей личности специалиста, которая определяет его ориентации и отношения к себе самому, к сотрудникам и непосредственно руководителям, к избранной профессии, к принятым служебным обязанностям. И вполне очевидно, что подобные отношения могут оказаться как позитивными, так и негативными.