Сущность понятия «одаренность»
Одаренность – это наличие потенциально высоких способностей у человека.
В психологии под одаренностью понимается особенный уровень развития личных способностей. В области науки и в обществе к вопросу одаренности существует постоянный интерес. Даже те люди, которых считают гениями, не всегда действительно гениальны с точки зрения науки. Например, Александр Македонский, которого называют гениальным полководцем, был просто успешным учеником гения Аристотеля.
Психологи считают, что одаренность дает возможность своему обладателю достигать в деятельности больших результатов. Человек может быть одарен в нескольких сферах жизни.
Психогенетики, анализируя развитие способностей монозиготных близнецов, приходят к выводу, что одаренность наполовину зависит от генетики и наполовину от окружающей среды. На рост и развитие эмбриона в чистом виде влияют не столько гены, сколько взаимодействие эмбрион-среда, стрессы, заболевания и др.
Если говорить о подлинной гениальности, то это может означать, что соответствующие 200-300 генов собрались в очень удачную комбинацию. Ребенок, рождающийся у такого человека, скорее всего, будет одаренным, потому что его гены будут смешаны с генами супруги (а) и удачной комбинации уже не будет. Ребенок просто одаренного человека имеет шанс передать одаренность по наследству.
Люди с психическими заболеваниями могут быть одарены в отдельной сфере, но, статистика говорит об обратном. Страдающие аутизмом, шизофренией, эпилепсией, имеют низкий уровень интеллекта, который не может соответствовать одаренности. Однако здесь тоже есть исключения, когда заболевание сильно трансформирует мозг, и эта трансформация идет на пользу одаренности.
Психологи, для того, чтобы выявить одаренность ребенка, концентрируют внимание на параметрах «хочу» и «могу» – это наличие мотивации и интереса к определенной деятельности, получение удовольствия от неё.
Мотивационная сторона «хочу» определяется тем, что ребенок с большим вниманием реагирует на отдельные стимулы – если, это звуки музыки, например, то он может долго прислушиваться к ним, прекратив игру. Или рисует различными способами, получая удовольствие не от похвалы, а от процесса рисования.
К этой же мотивационной стороне относится собирание конструктора, увлеченность танцами, интерес к природе, наблюдение за животными и растениями. Ребенок стремится довести свое увлечение до высшего результата, вкладывая в эту деятельность энергетические ресурсы, которые связаны с другим признаком одаренности – аспектом деятельности.
Деятельностная сторона одаренности «могу» является продолжением желания заниматься деятельностью и приводит к высоким результатам. Эта сторона мотивации связана со способностями успешно усваивать информацию, находить нестандартные решения и ставить перед собой сложные задачи.
Одаренность просматривается в стиле действий, личном почерке человека, подтверждая его самобытность и творческую природу способностей.
Одаренность психологи определяют, как умение создать новые смыслы и в этом понятие одаренности пересекается с креативностью и творческим мышлением.
Психологические особенности одаренных детей
Одаренность интересовала человека с самых древних времен, но наибольший интерес к ней проявился в эпоху Возрождения и совсем не случайно. Именно в это время появились гениальные художники, поэты, ученые.
Концепция одаренности начала создаваться в конце XIX- начале XX веков. Ф. Гальтон экспериментальным путем первым попытался доказать, что выдающиеся способности – это результат действия наследственных факторов.
Корнем термина «одаренность» является слово «дар» – одаренным, умным называли того человека, кто имел способности к выдающимся достижениям, мог найти выход из сложной ситуации, создать что-то принципиально новое, т.е. делал то, что другим было не доступно. Как правило, одаренный ребенок выделяется яркими достижениями в каком-то виде деятельности.
Сегодня это понятие употребляется очень широко и ребенка можно назвать одаренным, если он обнаруживает необычные успехи в учении, творческих занятиях и превосходит своих сверстников.
Одаренные дети – дети нестандартные, они легко, быстро и успешно учатся, они имеют свои мысли, свою позицию, отличную от позиции окружающих. Основными отличиями и характерными особенностями таких детей являются отличная память, любознательность, внимательность, абстрактное мышление. У них высокая скорость мышления, они умеют четко прослеживать причинно-следственные связи, классифицировать информацию.
Одаренные дети умеют широко использовать накопленные знания.
Одаренность в педагогике рассматривается по времени её проявления и, если для взрослых она не сразу заметна, то её называют потенциальной одаренностью.
Педагогика выделяет такие категории одаренных детей:
- дети с высокими общими интеллектуальными способностями;
- дети с признаками одаренности в определенной области наук;
- дети с высокими творческими способностями;
- дети с высокими лидерскими способностями;
- дети с яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и особенным психологическим складом.
Словарный запас одаренных детей довольно большой, потому что они с удовольствием читают энциклопедии и словари, часто сами придумывают новые слова и понятия.
Одаренный ребенок может в течение длительного времени концентрировать свое внимание на одном деле и погружаться в него. Характерной чертой одаренных детей является развитое чувство справедливости по отношению к другим и к себе.
Возраст, в котором проявляется одаренность, и область деятельности имеют между собой определенную зависимость. Ранее всего дарования проявляются в области искусства и, особенно, в музыке.
Позднее её проявление происходит в области изобразительного искусства. Что касается науки, то здесь значимые результаты появляются позднее, потому что для научных открытий необходимы глубокие и обширные знания. Что касается математических дарований, то они могут проявиться значительно раньше других.
Рисунок 1.
Психологические особенности одаренных детей, отмечают ученые, могут рассматриваться как признаки, сопровождающие одаренность, но необязательно её порождающие.
Признаки могут быть основанием для предположения об одаренности, а не о её наличии. По этой же причине отсутствие признаков совсем не говорит о том, что ребенок бездарность.
Психосоциальные аспекты одаренности
Для одаренных детей характерны свои сложности, которые появляются и в школе, и в семье. В отношении таких детей возникает две крайности – игнорировать и даже подавлять высокий уровень познавательной активности и, вторая крайность – искусственно ускорять развитие, предъявляя очень высокие требования.
Родители одаренных детей должны оказать помощь умственному росту ребенка, обеспечить необходимый круг общения и включить ребенка в посильные занятия. Нельзя ставить его в жесткие рамки, как и навязывать то, к чему не возникает собственных побуждений.
Одаренных детей трудно учить и трудно воспитывать, потому что они часто порывисты и нетерпеливы, остро реагирующие на окружающее. Необычный расцвет интеллекта маленького человека требует осторожного и внимательного отношения со стороны родителей и воспитателей.
Другая трудность возникает, когда развитого в интеллектуальном плане ученика перестают спрашивать на уроках, а это приводит к тому, что он становится менее активным и теряет интерес к предмету.
Довольно часто трудности возникают в результате того, что от одаренного ребенка учителя и родители требуют, чтобы он был примерным учеником и обязательно отличником. Если происходит снижение успеваемости по какому-либо предмету, то в семье это часто воспринимается как драма.
У одаренного ребенка сильные и слабые стороны переходят друг в друга, т.е. являются взаимосвязанными. Например, каприз, свойственный многим детям, при высоком уровне интеллекта выступает резче и заметнее.
Иногда повышенные способности приводят к привычке «хватать всё на лету». При опережении сверстников у одаренного ребенка может появиться зазнайство, тщеславие, своеволие и противопоставление себя окружающим.
Что касается характера личностных проблем одаренного ребенка, то он во многом определяется особенностями самооценки. Надо сказать, что проведенные исследования показали, что такие дети относятся к себе критически.
Самооценка личности оказывает значительное влияние на развитие способностей ребенка, является важным фактором детерминации его поведения и во многом определяет направленность деятельности.