Опорно-двигательный аппарат — это совокупность костей, мышц и вспомогательных образований, которые обеспечивают движение частей тела в отношении друг друга и перемещение тела как целого в пространстве.
Сущность, степени и виды проблем опорно-двигательного аппарата
Несмотря на разнообразие врожденных и приобретенных повреждений и болезней опорно-двигательного аппарата, для большей части людей с такими нарушениями характерны похожие проблемы. В клинической картине ведущим считается двигательный дефект, заключающийся в задержке формирования, недоразвитии, нарушении или утрате двигательных функций. Они обладают различной степенью выраженности.
Так, если наблюдается тяжелая степень, то человек не может овладеть навыком ходьбы и манипулятивной деятельности. Также у него не формируются навыки самообслуживания.
В случае средней степени тяжести двигательных нарушений (самая многочисленная группа) человек овладевает ходьбой, но передвигается без особой уверенности, часто для этого ему необходимы специальные ортопедические приспособления (костыли, канадские палочки и др.). Навыки самообслуживания у такого человека не полностью развиты по причине нарушения манипулятивной функции.
При легкой степени двигательных нарушений человек ходит самостоятельно, чувствует себя уверенно в помещении и на улице. Его навыки самообслуживания сформированы, достаточно развитой является манипулятивная деятельность. Тем не менее, у таких людей часто наблюдаются патологические позы, нарушена походка, происходят насильственные движения и др.
Среди нарушений опорно-двигательного аппарата одно из первых мест занимает ДЦП (детский церебральный паралич). Так, 89 % детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата — это дети с ДЦП. В последнее время это заболевание становится самым распространенным заболеванием нервной системы у детей. В нашей стране частота его проявлений достигает в среднем 6 детей на каждую 1000 новорожденных.
В Москве современная статистика насчитывает примерно 9 тысяч инвалидов детства с ДЦП. По этой причине целесообразно выделить психолого-педагогическую характеристику людей, которые страдают церебральным параличом.
Особенности людей с ДЦП
Общие нарушения, составляющие структуру двигательного дефекта при ДЦП, включают:
- Нарушение тонуса мышц по типу повышения (мышечная гипертония, спазмы) или снижения (гипотония),
- Изменяющийся тонус, смешанная форма с разными сочетаниями нарушений (дистония),
- Возникновение параличей и парезов, характеризующихся полным отсутствием или ограничением объема произвольных движений.
В соответствии с тяжестью поражений мозга можно наблюдать полное или частичное отсутствие определенных движений, что одновременно затрудняет формирование ходьбы, самообслуживания, навыков учебной и другой деятельности.
По локализации нарушений выделяют четыре типа церебрального паралича:
- тетраплегию (поражены все четыре конечности);
- диплегию (поражены либо верхние, либо нижние конечности);
- гемиплегию (поражена либо правая, либо левая половина тела);
- моноплегию (поражена одна конечность).
Нарушение равновесия и координации движений называется атаксией. При ее наступлении можно наблюдать неустойчивость при ходьбе, стоянии и сидении. Если случай тяжелый, то человек не может стоять (сидеть) без поддержки. Нарушенное равновесие тела и координация движения проявляются в патологической походке. Ее можно наблюдать при разных формах ДЦП.
При ДЦП можно наблюдать нарушение координации тонких, дифференцированных движений, в результате чего трудности возникают в манипулятивной деятельности и при письме. Такой человек затрудняется бросить мяч в цель и поймать его, движения несоразмерны.
В любой форме ДЦП нарушается кинестетическая чувствительность. Она характеризуется тем, что человек затрудняется определить положение своего тела в пространстве, у него нарушена координация движений и др. У некоторых из них искажается восприятие направления движения (движение ноги вперед может ощущаться как движение в сторону).
Психические особенности людей с ДЦП
Для людей с ДЦП присущи специфические отклонения психического развития, механизм которых является сложным и может быть определен временем или степенью поражения ЦНС. Дефицитарность, характерная для моторной сферы, приводит к двигательной, сенсорной, когнитивной, социальной депривации и нарушениям эмоциональной (волевой) сферы.
Около 20 - 25 % детей с ДЦП обладают потенциально сохранным интеллектом, но их развитие идет в дефицитарных условиях, что отражается на психическом развитии. Все психические процессы в случае данного заболевания обладают рядом общих особенностей:
- нарушено активное произвольное внимание, отрицательно отражающееся на функционировании всей познавательной системы человека с ДЦП;
- выражены астенические проявления;
- повышена утомляемость, истощаются все психические процессы;
- повышена инертность и замедлены все психические процессы.
Среди специфических особенностей развития познавательной сферы можно выделить нарушения в формировании избирательности, устойчивости, концентрации внимания, его переключения и распределения. Такие люди застревают на отдельных частях целого, при этом можно отметить сложности формирования произвольного внимания.
Для детей с ДЦП характерна задержка в развитии словесно-логической памяти, поскольку для нее необходим достаточный уровень развития речи и мышления.Лучше всего человек с церебральным параличом способен запомнить яркие предметы и те элементы, по которым создается больше всего ассоциативных связей.
Формирование наглядно-действенного мышления также происходит с большим опозданием. Это обусловлено тем, что люди с ДЦП лишаются возможности двигаться или подобная возможность ограничивается. Ребенок познает мир, основываясь только на наблюдениях и рассказах окружающих людей, поэтому чаще всего у него наблюдается вербализация.
В соответствии с эмоционально-волевыми проявлениями люди с ДЦП обладают пониженной возбудимостью, чрезмерной чувствительностью к любым раздражителям внешней среды (для них присуща беспокойность, суетливость, расторможенность, склонность к вспышкам раздражительности, упрямство).
Нарушения поведения проявляются как двигательная расторможенность, агрессия, реакция протеста в отношении окружающих, их усиление в новой для человека обстановке и при наступлении утомления.